За девять месяцев 2025 года в Комитет по защите прав потребителей и его территориальные департаменты поступило 60 324 обращения, что на 40,6% больше, чем за аналогичный период 2024 года, когда было зафиксировано 42 907 обращений. Этот рост обращений можно рассматривать как индикатор повышения правовой активности и осведомлённости граждан, а также укрепления доверия к государственным механизмам защиты прав потребителей.
Структура и анализ обращений
Из общего количества поступивших обращений 22 031 (36,5%) были удовлетворены, 20 226 (33,5%) получили разъяснения, а 13 810 (22,9%) были перенаправлены в компетентные органы. Анализ жалоб показал, что наибольшее количество обращений поступает из сфер розничной и электронной торговли, а также бытовых услуг. В частности, в розничной торговле было зарегистрировано 25 262 обращения (41,9%), что на 141,6% больше по сравнению с 2024 годом, когда поступило 17 837 жалоб. Основные причины жалоб связаны с отказами в обмене и возврате товаров, а также нарушениями условий договоров.
В сфере электронной торговли поступило 14 056 обращений (23,3%), что является ростом на 148,4% по сравнению с 2024 годом, когда было 9 473 обращения. Основные жалобы касались отсутствия достоверной информации о продуктах и продавцах, а также отказов интернет-магазинов в возврате товаров и денежных средств. Наиболее часто упоминаемыми маркетплейсами стали Wildberries, Ozon и Kaspi Магазин.
Количество обращений в секторе бытовых услуг составило 4 526 (7,5%), что на 133,7% больше, чем в прошлом году (3 384 обращения). Жалобы в этой области в основном относились к некачественному оказанию услуг и нарушениям сроков ремонта. Также было зарегистрировано 5 960 обращений из других сфер, таких как образование, медицина, транспорт, туризм и финансы, где нарушения чаще всего касались некачественного оказания услуг и отказов в возврате средств.
В рамках контрольно-надзорной деятельности территориальными департаментами Комитета было проведено 947 проверок, из которых 29 были профилактическими. Результаты проверок привели к привлечению 600 субъектов бизнеса к административной ответственности на сумму 20,9 млн тенге, а 324 субъекта получили предупреждения. С начала 2025 года было инициировано 120 судебных исков на общую сумму 31,2 млн тенге, что позволило вернуть потребителям денежные средства и осуществить замены товаров.