С момента окончания льготного периода 1 июля 2020 года, в ходе которого поликлиники принимали всех граждан, независимо от их статуса застрахованности, многие столкнулись с проблемой: их статус в системе ФОМС отображается как «Незастрахован». Из-за этого поликлиники начали отказывать в предоставлении бесплатной медицинской помощи.
Такой статус возникает при отсутствии оплаты обязательных ежемесячных взносов (ОСМС и ВОСМС). Если за работников наемного труда ответственность за уплату лежит на работодателе, то самозанятые обязаны самостоятельно следить за тем, чтобы все взносы с января 2020 года были оплачены. Право на получение медицинской помощи в объеме, превышающем гарантированный минимум, появляется у самозанятого лица только через месяц, при условии, что три последовательных платежа за предыдущие месяцы были внесены.
Если самозанятый обнаружил, что не может получить услуги в поликлинике из-за статуса «Незастрахован», следует выполнить несколько шагов: сначала проверьте свой статус и уточните, какие месяцы не оплачены. Это легче всего сделать с помощью телеграм-бота @SaqtandyryBot:
- начните общение с ботом, отправив команду «/start»;
- выберите язык общения (казахский или русский);
- в меню выберите пункт «Определить статус застрахованности»;
- введите свой ИИН.
Система предоставит информацию о статусе и проведенных платежах в ФОМС за последние 12 месяцев. Для самозанятых важно, чтобы все взносы с января 2020 года имели статус «Платеж ЕСП». Если рядом с каким-либо месяцем указано «Платеж отсутствует», это означает, что данный платеж необходимо внести.
Но возникает вопрос о способе осуществления таких выплат, так как взносы за прошлые месяцы нельзя внести как плательщик ЕСП, только за текущий или будущий период. В таком случае платеж следует осуществить не как плательщик ЕСП, а как самостоятельный плательщик, внеся 5% от минимального заработка (2 125 тг. в 2020 году) за каждый пропущенный месяц на код КНП 122.
Оплату можно осуществить несколькими способами:
- на сайте Казпочты www.post.kz в разделе «Платежи», выберите «Социальные платежи», затем «ОСМС». Введите свой ИИН и дату рождения, сумму и нужный месяц. Укажите тип платежа «взносы». Оплата производится картой;
- через сайт www.kassa24.kz, в категории «Прочие платежи» выберите «ОСМС». Введите свой ИИН и Ф.И.О., укажите период. Платеж производится банковской картой с комиссией 2%;
- в мобильных приложениях банков, в разделе «Платежи» выберите «Взносы на обязательное социальное медицинское страхование». Укажите тип плательщика «Самостоятельный плательщик», внесите ИИН и период. Списание средств происходит с карты или с кошелька (для владельцев Kaspi кошелька).
Платежи будут зачислены в течение 1-2 рабочих дней. Важно повторно проверить статус через телеграм-бота @SaqtandyryBot.
Если статус не изменился на «Застрахован» после погашения задолженности, предпримите следующие действия:
- свяжитесь с номером 1406;
- оставьте запрос в мобильном приложении Qoldau 24/7;
- отправьте обращение в телеграм-боте @SaqtandyryBot, выбрав меню «Отправить обращение на 1406». Ответ можно будет получить в установленный срок в этом же боте, в разделе «История обращений» можно найти номер запроса;
Кроме того, можно оставить запрос в разделе «Народный контроль» на сайте www.fms.kz.
- Консультации для бухгалтеров, подробнее
Помимо этих способов, самозанятые могут также воспользоваться услугами специализированных компаний и консультантов, которые помогут в оформлении документов и расчетах с ФОМС. Это может сэкономить время и избежать возможных ошибок при оплате. Не забывайте следить за изменениями в законодательстве, так как условия и размеры взносов могут изменяться. Также рекомендуется вести записи о всех платежах, чтобы в случае возникновения вопросов можно было быстро предоставить необходимые доказательства оплаты.