Налог на рекламу: кто и за что платит.

29-03-2025, 17:54 Бизнес 0 admin
Налог на рекламу: кто и за что платит.

В Казахстане налог на рекламу был введен с 2019 года, однако многие предприниматели до сих пор не имеют ясности по этому вопросу. В частности, возникает множество вопросов касательно того, какая реклама требует уплаты налога, а какая считается бесплатной. Палата Предпринимателей «Атамекен» предоставила разъяснения по самым распространенным вопросам в этой области.

Налог на рекламу обязаны уплачивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют платные рекламные услуги. К платной рекламе относятся объявления в СМИ, наружная реклама, реклама в интернете, включая контекстную и медийную рекламу. При этом реклама, размещенная в рамках социальных проектов или на благоустройство населенных пунктов, может быть освобождена от уплаты налога. Важно также учитывать, что бесплатная реклама, такая как публикации в блогах или посты в социальных сетях без оплаты, считается вне налоговой базы.

Ставка налога на рекламу составляет 5% от суммы уплаченных за рекламные услуги. Необходимо вести учет всех рекламных расходов и вести соответствующую отчетность. Кроме того, существуют критические сроки для подачи декларации, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать штрафов и пеней.

Предпринимателям рекомендуется обращаться за консультацией в Палату Предпринимателей или к бухгалтерам, чтобы получить полные разъяснения и рекомендации по уплате налога на рекламу. Это поможет избежать недоразумений и финансовых потерь, связанных с неправильным толкованием законодательства.

Какую рекламу необходимо облагать налогом?

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 3 закона «О рекламе» №508-II от 19 декабря 2003 года и Налогового кодекса РК, налогом облагается наружная реклама, то есть визуальная информация, размещенная в открытых местах в населённых пунктах или вдоль автодорог. К таким объектам можно отнести:

  • билборды;
  • баннеры;
  • стенды;
  • стелы;
  • световые табло;
  • указатели;
  • афиши и другие подобные элементы.

Согласно статье 605 Налогового кодекса РК, размер налога за размещение рекламы зависит от площади рекламного носителя. Чем больше площадь баннера или афиши, тем выше сумма налога. В случае, если объект имеет несколько сторон, например, стела с несколькими рекламными лицами, то каждая сторона будет учитываться отдельно.

На вдоль автомобильных дорог, если площадь рекламного объекта со стороны не превышает 3 квадратных метра, ставка налога составляет от 3 до 8 МРП, в зависимости от близости к населенному пункту. Если же площадь превышает 3 квадратных метра, размер налога увеличивается пропорционально.

При размещении рекламы на открытых пространствах в населённых пунктах размер налога зависит от типа рекламы и категории населённого пункта (республиканского, областного или районного уровня). Конкретные ставки можно найти в пункте 3 статьи 605 Налогового кодекса РК. Местные органы власти вправе устанавливать более высокие ставки, но не превышающие в два раза базовую величину.

Плата вносится ежемесячно до 25-го числа следующего месяца, согласно статье 606 Налогового кодекса РК.

Правила размещения наружной рекламы регулируются Приказом Министерства индустрии №233 от 18 апреля 2019 года.

Какие объекты освобождены от налога?

Не все размещенные в открытом доступе материалы от предпринимателей классифицируются как реклама в соответствии с правовыми нормами. К объектам, которые не подлежат налогообложению, относятся:

  • вывески (информация о виде деятельности физического лица или организации, не акцентирующая внимание на качестве или цене);
  • режим работы;
  • афиши (театров, выставок, спортивных мероприятий), если они размещаются в специально отведенных зонах;
  • орудия и автомобили с логотипами;
  • табло на заправочных станциях с указанием видов и цен на топливо;
  • памятные таблички;
  • информация о курсах валют возле обменных пунктов;
  • внутреннее оформление окон и витрин (в том числе декоративные и праздничные элементы).

Кто осуществляет контроль за размещением рекламы?

Контроль за размещением рекламных объектов выполняется Управлением городского планирования при акиматах. Государственный контроль осуществляется через:

  • профилактический контроль (анализ данных из разных источников);
  • целевые проверки.

При обнаружении нарушений предприниматель получает уведомление в течение 5 рабочих дней, которое может быть вручено под роспись или отправлено с уведомлением. У предпринимателя есть право:

  • направить возражения на уведомление (в течение 5 рабочих дней);
  • выполнить требования уведомления (в течение 10 рабочих дней).

Если нарушения не будут устранены в установленные сроки, будет проведена проверка, по результатам которой могут быть наложены административные штрафы согласно статье 505 Кодекса об административных правонарушениях РК:

  • для физических лиц - 20 МРП;
  • для малого бизнеса - 30 МРП;
  • для среднего бизнеса - 40 МРП;
  • для крупного бизнеса - 100 МРП.

В случае, если объект будет квалифицирован как рекламный, также будет начислен налог с момента его выявления.

Предприниматели могут защитить свои интересы, обжалуя действия проверяющих в вышестоящий государственный орган или обратившись в судебные инстанции (глава 29 статья 157 Предпринимательского кодекса РК).