Налог на рекламу: кто и за что платит.

В Казахстане налог на рекламу был введен с 2019 года, однако многие предприниматели до сих пор не имеют ясности по этому вопросу. В частности, возникает множество вопросов касательно того, какая реклама требует уплаты налога, а какая считается бесплатной. Палата Предпринимателей «Атамекен» предоставила разъяснения по самым распространенным вопросам в этой области.
Налог на рекламу обязаны уплачивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют платные рекламные услуги. К платной рекламе относятся объявления в СМИ, наружная реклама, реклама в интернете, включая контекстную и медийную рекламу. При этом реклама, размещенная в рамках социальных проектов или на благоустройство населенных пунктов, может быть освобождена от уплаты налога. Важно также учитывать, что бесплатная реклама, такая как публикации в блогах или посты в социальных сетях без оплаты, считается вне налоговой базы.
Ставка налога на рекламу составляет 5% от суммы уплаченных за рекламные услуги. Необходимо вести учет всех рекламных расходов и вести соответствующую отчетность. Кроме того, существуют критические сроки для подачи декларации, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать штрафов и пеней.
Предпринимателям рекомендуется обращаться за консультацией в Палату Предпринимателей или к бухгалтерам, чтобы получить полные разъяснения и рекомендации по уплате налога на рекламу. Это поможет избежать недоразумений и финансовых потерь, связанных с неправильным толкованием законодательства.
Какую рекламу необходимо облагать налогом?
Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 3 закона «О рекламе» №508-II от 19 декабря 2003 года и Налогового кодекса РК, налогом облагается наружная реклама, то есть визуальная информация, размещенная в открытых местах в населённых пунктах или вдоль автодорог. К таким объектам можно отнести:
- билборды;
- баннеры;
- стенды;
- стелы;
- световые табло;
- указатели;
- афиши и другие подобные элементы.
Согласно статье 605 Налогового кодекса РК, размер налога за размещение рекламы зависит от площади рекламного носителя. Чем больше площадь баннера или афиши, тем выше сумма налога. В случае, если объект имеет несколько сторон, например, стела с несколькими рекламными лицами, то каждая сторона будет учитываться отдельно.
На вдоль автомобильных дорог, если площадь рекламного объекта со стороны не превышает 3 квадратных метра, ставка налога составляет от 3 до 8 МРП, в зависимости от близости к населенному пункту. Если же площадь превышает 3 квадратных метра, размер налога увеличивается пропорционально.
При размещении рекламы на открытых пространствах в населённых пунктах размер налога зависит от типа рекламы и категории населённого пункта (республиканского, областного или районного уровня). Конкретные ставки можно найти в пункте 3 статьи 605 Налогового кодекса РК. Местные органы власти вправе устанавливать более высокие ставки, но не превышающие в два раза базовую величину.
Плата вносится ежемесячно до 25-го числа следующего месяца, согласно статье 606 Налогового кодекса РК.
Правила размещения наружной рекламы регулируются Приказом Министерства индустрии №233 от 18 апреля 2019 года.
Какие объекты освобождены от налога?
Не все размещенные в открытом доступе материалы от предпринимателей классифицируются как реклама в соответствии с правовыми нормами. К объектам, которые не подлежат налогообложению, относятся:
- вывески (информация о виде деятельности физического лица или организации, не акцентирующая внимание на качестве или цене);
- режим работы;
- афиши (театров, выставок, спортивных мероприятий), если они размещаются в специально отведенных зонах;
- орудия и автомобили с логотипами;
- табло на заправочных станциях с указанием видов и цен на топливо;
- памятные таблички;
- информация о курсах валют возле обменных пунктов;
- внутреннее оформление окон и витрин (в том числе декоративные и праздничные элементы).
Кто осуществляет контроль за размещением рекламы?
Контроль за размещением рекламных объектов выполняется Управлением городского планирования при акиматах. Государственный контроль осуществляется через:
- профилактический контроль (анализ данных из разных источников);
- целевые проверки.
При обнаружении нарушений предприниматель получает уведомление в течение 5 рабочих дней, которое может быть вручено под роспись или отправлено с уведомлением. У предпринимателя есть право:
- направить возражения на уведомление (в течение 5 рабочих дней);
- выполнить требования уведомления (в течение 10 рабочих дней).
Если нарушения не будут устранены в установленные сроки, будет проведена проверка, по результатам которой могут быть наложены административные штрафы согласно статье 505 Кодекса об административных правонарушениях РК:
- для физических лиц - 20 МРП;
- для малого бизнеса - 30 МРП;
- для среднего бизнеса - 40 МРП;
- для крупного бизнеса - 100 МРП.
В случае, если объект будет квалифицирован как рекламный, также будет начислен налог с момента его выявления.
Предприниматели могут защитить свои интересы, обжалуя действия проверяющих в вышестоящий государственный орган или обратившись в судебные инстанции (глава 29 статья 157 Предпринимательского кодекса РК).
-
В Алматы проводят проверку последствий землетрясения10-05-2025, 21:05 7
-
Землетрясение случилось на расстоянии 234 километра от Алматы12-05-2025, 07:52 5
-
“Ждал сердце семь лет“. Алматинец рассказал о жизни после трансплантации12-05-2025, 07:17 3
-
Трехэтажное здание горело в Алматы4-05-2025, 20:09 48
-
В Алматы установили брендированные остановки в честь юбилея Salam Bro16-04-2025, 07:10 36
-
В Алматы нашли тело известного пианиста-виртуоза Олега Переверзева14-04-2025, 19:09 17
-
“Вывезли за город и бросили“: бездомные пожаловались на “депортацию“ из Алматы22-04-2025, 09:47 10