Правила наложения и снятия навигационных пломб

29-03-2025, 17:54 Бизнес 0 admin
Правила наложения и снятия навигационных пломб

В Казахстане планируется внедрить систему контроля грузовых перевозок с помощью навигационных пломб к концу 2024 года. Эти положения были закреплены в законодательстве, принятом 13 мая 2024 года, и вступят в силу 23 ноября 2024 года.
Национальным оператором системы отслеживания грузов, согласно постановлению правительства от 12 января 2023 года № 17, назначен ТОО «Институт космической техники и технологий».
Министерство финансов разработало регламент взаимодействия между национальным оператором и уполномоченными таможенными органами при использовании навигационных пломб для мониторинга грузоперевозок.

В соответствии с установленными правилами объекты для отслеживания определяются согласно условиям Соглашения, а для грузов, перемещаемых исключительно на территории Казахстана, используется автоматизированная система управления рисками.

Местами для установки и снятия навигационных пломб в Казахстане выступают:
• при таможенном транзите – зоны таможенного контроля;
• при экспортных операциях – зоны таможенного контроля и территория отправителя;
• при перемещении товаров между странами ЕАЭС в рамках взаимной торговли:
1) для товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 3 указанного Соглашения:
• место установки – территория отправителя;
• место снятия – территория получателя;
2) для товаров, к которым применяются специальные экономические меры:
• место установки – территория отправителя или место, где товары поступают на территорию Казахстана;
• место снятия – место выезда с территории Республики Казахстан или территория получателя при прибытии товаров в конечный пункт назначения.

Данные, содержащиеся в электронных документах или навигационных пломбах на протяжении отслеживания конкретных перевозок, передаются из информационной системы таможенных органов в систему национального оператора АИС «Транзит» через интеграцию этих систем.
Национальный оператор несет ответственность за внесение необходимых данных в навигационные пломбы.
Уполномоченный представитель устанавливает пломбы, предоставленные ответственными лицами для обеспечения объектов отслеживания, на запорные механизмы дверей и системы закрытия груза (отсеков) транспортных средств (контейнеров), чтобы исключить возможность несанкционированного снятия без повреждения пломбы и несанкционированного доступа к отслеживаемым объектам без нарушения целостности грузового отсека.
Навигационная пломба может устанавливаться в других местах транспортного средства или прямо на объекте отслеживания, учитывая особенности типа транспорта и технологии перевозки, с целью предотвращения несанкционированного снятия пломбы без ее повреждения.
При установке пломбы, национальный оператор подтверждает ее функциональность и возможность использования для мониторинга перемещения объектов по территориям государств ЕАЭС и Казахстана, передавая соответствующую информацию в информационную систему таможенных органов.
Уровень заряда батареи навигационной пломбы должен составлять не менее 75%.
Установка пломб, функциональность которых не подтверждена, недопустима.
После установки пломбы, уполномоченный представитель отправляет запрос национальному оператору на ее активацию.
Запрос на активацию пломбы отправляется через мобильное приложение АИС «Транзит» в информационную систему национального оператора.

По завершении наблюдения за доставкой в пункты назначения, включая выезд с территории Казахстана транспортных средств, осуществляющих перевозку отслеживаемых объектов, уполномоченный представитель проводит осмотр пломбы для проверки ее работоспособности, целостности и наличия повреждений.
Также учитывается информация о возникших нештатных ситуациях или несанкционированных действиях в процессе отслеживания, полученная от национального оператора (если таковая имеется).
При обнаружении нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и Казахстана, уполномоченное лицо принимает меры по минимизации рисков в соответствии с законодательными требованиями.
После проведения проверки, уполномоченный представитель отправляет запрос национальному оператору на деактивацию пломбы.
Запрос на деактивацию пломбы отправляется в информационную систему национального оператора через мобильное приложение АИС «Транзит».
После деактивации пломбы и завершения отслеживания, уполномоченный представитель снимает пломбу и передает ее национальному оператору для подзарядки и повторного использования.

Важно отметить, что навигационные пломбы обеспечивают не только контроль за грузоперевозками, но и повышение уровня безопасности на внутренних и международных маршрутах. Благодаря регулярному мониторингу и отслеживанию, возможно значительно сократить количество случаев мошенничества и краж, а также повысить эффективность логистических процессов. Также следует учитывать, что использование навигационных пломб может принести экономические выгоды как для транспортных компаний, так и для государства, за счет ускорения прохождения таможенных процедур и уменьшения рисков, связанных с потерей или повреждением грузов.