В 2023 году железнодорожный транспорт Казахстана демонстрирует значительный рост, перевезя за девять месяцев 339,4 млн тонн грузов. Это на 10,5 % больше, чем за аналогичный период 2022 года. В рамках стратегии модернизации, инициированной Главой государства, предусмотрено обновление 11 тыс. км железнодорожных линий до 2029 года, из которых уже модернизировано более 2,8 тыс. км. Это позволяет не только увеличить объемы перевозок, но и улучшить качество транспортных услуг.
Рост морских перевозок и контейнерного транзита
Морские грузоперевозки также демонстрируют положительную динамику, увеличившись на 9 % по сравнению с прошлым годом и составив 6 млн тонн. Особенно примечателен рост контейнерных перевозок через казахстанские порты, который составил одну треть, достигнув 67,2 тыс. ДФЭ. Это свидетельствует о растущем значении морского транспорта для экономики страны, особенно в контексте увеличения транзитного потенциала.
Важным шагом в развитии морских перевозок стало введение в эксплуатацию в июне первого пускового комплекса контейнерного хаба в порту Актау. Ожидается, что к концу года пропускная способность этого хаба увеличится до 240 тыс. ДФЭ в год, что значительно повысит эффективность логистических операций в регионе.
К числу значимых событий, ожидаемых в 2025 году, относятся запуск второй линии железной дороги Достык – Мойынты протяженностью 836 км, а также начало строительства новой линии Кызылжар – Мойынты длиной 323 км. Кроме того, заключены контракты на поставку 775 локомотивов и 2,7 тыс. платформ, а также предусмотрена модернизация 124 вокзалов по всей стране.
Не менее важным является ратификация межправительственного соглашения с Китаем, которое предоставляет Казахстану право на осуществление транзитных автоперевозок вглубь территории КНР. Это стало первым случаем среди иностранных государств и может значительно расширить возможности для казахстанских грузоперевозчиков, укрепляя экономические связи между двумя странами.