27 декабря 2019 года в Казахстане произошла авиакатастрофа с участием самолёта Bek Air, который вылетел из Алматы в Астану и вскоре потерял высоту, врезавшись в двухэтажное здание. На борту находились 98 человек: 93 пассажира и 5 членов экипажа. В результате катастрофы погибли 13 человек, 66 получили ранения. Одной из выживших стала Марал Ерман, которая поделилась своими воспоминаниями о трагедии.
Обстоятельства катастрофы
Марал Ерман летела в командировку. По её словам, полёт начинался штатно, но вскоре после взлёта пассажиры заметили, что что-то не так.
"Посадка прошла в штатном режиме. Задержек не было. Но когда мы сели в салон, было очень холодно. Мы сидели в зимних куртках, а ноги сильно замёрзли. Потом, когда начался взлёт, самолёт стал качаться в разные стороны. Почти сразу после этого случилось столкновение и самолёт разломился надвое", – вспоминает Марал.
Фото: Instagram @merl_almaty
Способы выживания
Марал оказалась в хвостовой части самолёта, отрезанной от остального корпуса обломками.
"Самолёт был очень старый. Мы оказались как будто в отдельной секции. Проход вперед перекрыла стена из обломков, но аварийный выход остался свободным. Пассажир, сидевший рядом с аварийным выходом, открыл дверь, и мы выбрались на крыло. Никто из нас тогда даже не получил царапин", – говорит Марал.
Она занимала место 17Е, что, по её словам, спасло ей жизнь.
Коллаж Tengrinews.kz / Фото: Instagram @merl_almaty
Ожидание спасателей
После столкновения пассажиры молились, ожидая спасателей.
"Мы все сидели с опущенными головами, держались за кресла и молились. Было очень страшно, я до конца не понимала, что происходит. Когда выбрались наружу, многие боялись подходить к самолету – думали, что он может взорваться. Но я всё же подошла к обломкам, потому что нужно было помочь тем, кто остался там. Тогда мне передали годовалого ребёнка, и я держала его на руках, пока не приехала помощь. Я даже не знала, чей он", – рассказывает женщина.
Ожидание помощи длилось почти 40 минут. Сначала детей отвезли дежурной машиной, затем пассажиров доставили обратно в аэропорт. Марал отметила, что никакой поддержки на месте не получила.
"Никто не предложил ни воды, ни места для отдыха. Просто отметили фамилию - и всё. Мне помогли случайные люди, купили воду. Позже за мной приехали близкие, и я уехала с ними домой. Уже потом сотрудники из дома отвезли меня в больницу на проверку. Я говорила, что со мной всё в порядке, но они настаивали: вдруг состояние шока. Врачи обследовали, и я вернулась домой", – вспоминает выжившая.
Психологические последствия
Спустя почти шесть лет Марал признаётся, что до сих пор испытывает страх при полётах.
"Я до сих пор молюсь каждый раз, когда летаю куда-то. При турбулентности всё вспоминается снова. Этот страх не проходит даже спустя годы. Для меня 27 декабря стал вторым днем рождения. Коллеги всегда поздравляют в этот день, но дата остается тяжелой", – говорит она.
Судебное разбирательство
После трагедии Марал несколько раз вызывали на допросы, где её просили указать сумму моральной компенсации.
"Я благодарна Аллаху, что осталась жива, поэтому за компенсацией никогда не гналась. На допросах нам говорили написать заявление с суммой моральной компенсации, которую мы считаем положенной. По закону материальная компенсация предусмотрена только тем, кто предъявил справки и счета из больниц", – объясняет женщина.
25 июля 2025 года в Алматы началось главное судебное разбирательство по делу о крушении самолёта Bek Air. Досудебное расследование заняло около 5 лет.
В крушении обвиняют погибших пилотов. 58-летний Марат Муратбаев был командиром разбившегося воздушного судна и погиб на месте. 54-летний пилот Мейржан Мулдакулов был госпитализирован, но умер спустя неделю после выписки.
В отношении пилотов рассматривается уголовное дело по части 3 статьи 344 УК РК "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц".
Марал Ерман отметила, что не может комментировать, кто виноват в трагедии, и оставила это решение за судом.
На заседаниях в суде заслушивали заключения экспертов, которые посчитали, что пилоты заподозрили обледенение крыльев самолета, но заказали обработку только его хвостовой части. Обвинение считает, что неполная противообледенительная обработка произошла из-за установок компании Bek Air об экономии. Также рассматривались доводы о том, что мышление командира судна было заторможено из-за принятых им таблеток от артериального давления.
Защита подсудимых пилотов скептически относится к версии обвинения и настаивает на том, что пилоты сделали перед вылетом все необходимое.