Ровно 100 дней назад на пост акима Алматы был назначен Дархан Сатыбалды. Этот период в политике часто используется для оценки первых достижений нового руководителя.
В менеджменте первые три месяца работы в новой должности считаются критическими для любого управленца. За это время он должен решить множество вопросов, разобраться в ситуации, оценить состояние проблем, понять систему отношений, выяснить ожидания и наладить управление.
Редакция решила подвести итоги первых 100 дней Дархана Сатыбалды на посту акима Алматы.
Чем успел отличиться новый аким Алматы? Что сделал за это время и как проявил себя в крупнейшем мегаполисе Казахстана?
Первые обещания
Дархан Амангельдиевич Сатыбалды был назначен акимом Алматы 24 мая. До этого он возглавлял Туркестанскую область, а затем почти пять месяцев работал первым заместителем руководителя Администрации Президента.
Выступая на заседании маслихата, где его утвердили в должности акима, Сатыбалды подчеркнул, что Алматы — "город с богатой историей, особым духом и большими возможностями", но вместе с тем и с серьезными вызовами. На новом посту он пообещал сосредоточиться на развитии общественного транспорта и экологии, модернизации коммунальных сетей, создании комфортной городской среды, а также на регулярных встречах с жителями.
Первый официальный рабочий день нового акима состоялся 26 мая, и начался он с приема у Президента. Токаев поручил Сатыбалды сосредоточиться на экономическом росте и диверсификации экономики, модернизации городской инфраструктуры, улучшении транспорта и решении экологических проблем, а также на повышении качества жизни горожан.
Тем же вечером Сатыбалды отметил в своем обращении к жителям Алматы, что рассчитывает на совместную работу с горожанами и подчеркнул:
"Алматы — город мечты и возможностей. Этот город заслуживает искренней заботы, нового импульса и реальных дел".
Он добавил, что служить Алматы для него — большая честь и ответственность, и выразил уверенность: "Если мы будем работать сообща, поддерживая друг друга, объединяя усилия, то сможем сделать наш прекрасный город ещё лучше".
Фото: gov.kz
Первая поездка в "настоящий Алматы"
В своем первом обращении Дархан Сатыбалды также уверял, что будет регулярно выходить в "настоящий Алматы", а не на заранее подготовленные маршруты. Поэтому уже в первую неделю аким начал демонстрировать "некабинетный" стиль управления. На пятый день после назначения он лично проверял подготовку города к отопительному сезону.
На совещании с коммунальщиками были озвучены следующие проблемы: износ сетей в Алматы зашкаливает — 56 процентов по теплу, 64 процента по электричеству, 52 процента по воде. Коммунальщики пообещали, что в текущем году реконструируют десятки километров коммуникаций. Но аким дал понять, что обещания принял, но подчиненных будет перепроверять.
"Я ежедневно буду получать сводки о ходе подготовки к отопительному сезону. Если где-то возникнут отставания — будем принимать меры", — заявил новый градоначальник.
После совещания он проверил ремонт на ТЭЦ-2, заглянул в котельную "Орбита", а также оценил расширение старенькой котельной "Южная", работающей ещё с 1972 года. По итогам объезда, Сатыбалды потребовал завершить все основные работы до 31 августа и особенно следить за готовностью школ, детсадов и больниц.
Изучение города, рилсы и кортежи
В первые месяцы Дархан Сатыбалды будто включил "режим гастролей". С конца мая до середины июня чиновник, большую часть карьеры проработавший в Астане, Шымкенте и Туркестане, решил изучить Алматы полностью. Он успел посетить каждый район города. Вот краткое расписание маршрутов нового акима:
- 30 мая — Алатауский район;
- 2 июня — Ауэзовский район;
- 6 июня — Наурызбайский район;
- 7 июня — Бостандыкский район;
- 9 июня — Жетысуский район;
- 12 июня — Медеуский район;
- 13 июня — Турксибский район;
- 17 июня — Алмалинский район.
Практически в каждом районе Сатыбалды находил поводы для критики. Чаще всего доставалось строителям и проектам по реновации, начатым ещё до его назначения. Например, в Наурызбайском районе аким возмутился затяжным строительством детсада на 320 мест. Подчинённые сослались на недобросовестных подрядчиков, но градоначальнику такие оправдания не нравились:
"Так не пойдет! Если есть проблемы со срывом сроков, вы должны сами принимать решения, разрывать договор с подрядной организацией и включать её в список недобросовестных".
Там же он потребовал ускорить дорожные работы.
"Проект есть. Сети подводите. Никаких проблем с выделением средств нет. За вами остается только соблюдать срок. (...) В летний период всё, что связано с копанием дорог, надо завершить до начала учебного года".
В Бостандыкском районе аким остался недоволен благоустройством набережной Керенкулак:
"Здесь столько мусора, это всё надо вычищать".
Во время объезда других объектов района он ещё минимум четыре раза потребовал сдачи объектов в срок и недопущения затягивания строительства. В Жетысуском районе аким возмутился застройкой 100 тысяч квадратов, где не предусмотрели "ни одной школы, ни одного садика, ни одной поликлиники". Также его не устроил процесс строительства новой школы. Аким отметил, что если застройщики не сдадут вовремя школу, то акимат "не будет выкупать квартиры для социальных программ".
"Без разговоров, если не сдаёте — мы не покупаем".
В рабочих поездках Дархана Сатыбалды проявилась одна из "фишек" чиновника — стильные рилсы. После каждого объезда на странице акимата появлялись короткие видео с динамичным монтажом и съемками с дрона.
Такого обилия официальных постов в Алматы еще не видели: за первые 100 дней Сатыбалды было сделано не меньше 171 поста и 71 рилс. Ни один из его предшественников не уделял такого внимания социальным сетям.
Кортеж или вертолет
За первые месяцы работы Дархан Сатыбалды успевал появляться на стройках, в районах, на объектах благоустройства. Рабочих объездов было так много, что у горожан возник вопрос: как акиму удаётся так оперативно перемещаться по Алматы, где пробки стали нормой? Некоторые пользователи соцсетей предположили, что разгадка кроется в кортежах.
Особенно много обсуждений вызвало видео, снятое в горах, где двигался кортеж из нескольких машин с полицейским сопровождением. В сети заговорили о перекрытиях дорог и искусственно созданных пробках.
Фото: кадр из видео
В акимате такие заявления опровергли, подчеркнув, что рабочие объезды нового акима Алматы никак не связаны с перекрытием дорог. В пресс-службе добавили, что информация о том, будто для проезда Сатыбалды останавливают транспорт, не соответствует действительности.
Тем не менее вопросы остались. В акимате пояснили, что аким использует служебный автомобиль, сопровождение ему не положено, и вертолет для преодоления пробок не планируется.
Неочевидные места и решения
Периодически служебные заботы Сатыбалды заводили его в крайне неординарные места. Например, он спустился в недостроенное метро, чтобы проверить ход строительства станции "Калкаман".
Фото: сайт акимата Алматы
Во время осмотра подрядчик отчитался, что бетонные работы выполнены на 28 процентов, но такой темп акима не устроил. Чтобы заставить уложиться в сроки, Сатыбалды заявил, что будет еженедельно контролировать стройку и создаст специальный штаб по надзору. Он предложил начать строительство ещё двух линий метро, не дожидаясь завершения работ до "Барлыка".
"Мы должны проработать вопрос начала строительства ещё двух линий метро, не дожидаясь завершения работ до 'Барлыка'. Не ждать три года, а параллельно строить все линии".
Сатыбалды постоянно находит поводы для недовольства, особенно когда дело касается транспорта. Во время визита в центр диспетчерского управления он заявил, что "увидел на одной остановке очередь из автобусов", что ему очень не понравилось.
"Я езжу по городу и вижу, что на одной остановке стоит очередь из автобусов. Это нужно исправлять. Должен быть график и четкое соблюдение интервалов".
В итоге он поручил модернизировать диспетчерскую систему и повысить ответственность перевозчиков.
Во время выездного совещания в Ауэзовском районе Сатыбалды потребовал навести порядок в районе автовокзала "Сайран" и ТЦ Car City, где постоянно образуется скопление частных извозчиков, что вызывает жалобы жителей на шум и антисанитарию. Аким поручил силовикам усилить патрулирование и навести порядок в этих местах.
Полицейские провели рейды на рынке Car City, привлекая к ответственности 38 человек и доставляя 39 в отделение. Штрафы выписывали даже за мелкие нарушения.
"Лишь бы кого-то оштрафовать — такая мотивация".
Сатыбалды отказался от традиционных отчётных собраний с населением, сосредоточившись на выездных совещаниях и личных приёмах граждан. В ходе одного из вечерних выездов он поднялся на смотровую площадку Кок-Тобе, чтобы оценить, как меняется город благодаря модернизации системы наружного освещения.
Наследство для нового акима
Проблема с освещением в Алматы досталась Сатыбалды в наследство. За время своего управления он трижды совершал вечерние объезды для проверки хода работ, но ситуация исправляется медленно. Новый аким обещал обеспечить полное освещение всех городских улиц к концу 2025 года, что стало ключевым пунктом светового мастер-плана.
Сатыбалды унаследовал масштабное дорожное хозяйство, где работы шли по всему городу. При прежнем акиме в Алматы стартовали проекты по ремонту и строительству более 220 улиц протяжённостью свыше 200 километров. На это выделили около 20 миллиардов тенге, а ещё почти три миллиарда — на ямочный ремонт магистралей.
В микрорайонах Кайрат, Алгабас, Акжар, Шугыла и Шанырак-1 дороги прокладывались с нуля. На проспектах Абая и Аль-Фараби впервые использовали асфальтобетон с полимерными добавками, обещающий служить 8–10 лет. Центр города также не оставили без внимания: капитально обновили улицы Желтоксан, Шагабутдинова и несколько прилегающих кварталов.
Сатыбалды также "достались" проекты благоустройства Сайрана и Терренкура. Терренкур был заброшен более 20 лет, и при Ерболате Досаеве было принято решение о его реконструкции. Обновили тропу здоровья, обустроили мост, амфитеатр, детские и спортивные площадки, установили освещение и полив.
С Сайраном ситуация оказалась сложнее. Завершение проекта планировалось к маю 2025 года, однако работы затянулись и оказались некачественными. В итоге акимат подал в суд на подрядчика.
Фото: gov.kz
Кадровые перестановки и новая структура
С первых месяцев работы Дархан Сатыбалды занялся обновлением управленческой команды. В мае он назначил советника по вопросам коммуникаций и работы со СМИ, а также нового руководителя пресс-службы. В июне пост руководителя аппарата акима занял новый человек.
В июле-августе Сатыбалды обновил минимум 8 ключевых должностей. 16 июля появились новые руководители сразу трёх управлений: развития общественных пространств, энергетики и водоснабжения, а также городского планирования и урбанистики.
Таким образом, за неполные три месяца Сатыбалды поменял не меньше десяти человек в команде. Среди 4 заместителей акима осталось двое, назначенных до его прихода.
Как выглядит структура руководства акимата Алматы по состоянию на 1 сентября.
Изменения затронули не только персоналии. В акимате сообщили, что сама структура аппарата будет трансформирована: управления переименовали и им пообещали больше полномочий для реализации городских проектов, а система контроля за исполнением поручений должна стать жёстче.
Итоги первых 100 дней
Первые 100 дней Дархана Сатыбалды на посту акима Алматы трудно назвать спокойными. За это время он успел устроить десятки рабочих объездов, раздать немало жёстких поручений и критических замечаний, обновить ключевую часть своей команды и продемонстрировать собственный стиль в социальных сетях. При этом ему досталось и немалое "наследство". Город остается в фокусе пристального внимания руководства страны.
"Юбилейная" отметка акимства Дархана Сатыбалды совпадала с началом политического сезона и нового учебного года. Видимо, поэтому градоначальнику пришлось переносить ремонт на проспекте Аль-Фараби, который успел вызвать критику в адрес городских властей. Сатыбалды явно решил строить образ руководителя, который всё видит и везде успевает. Возможно, именно поэтому его рабочие поездки так часто попадали в объективы как его мобилографа, так и камер жителей в самых разных уголках города.
Алматинцам представили сразу два образа: строгого градоначальника и современного чиновника с эффектными рилсами. Что из этого важнее для Алматы — пока вопрос открытый. Впереди — проверка временем: удастся ли решить все те наболевшие проблемы, которые годами ждут алматинцы.