Поиск

Соответствие GDPR

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший опыт на нашем сайте. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie, Политикой конфиденциальности и Условиями использования.

21 август 2025

Внимание, блогеры: обязательная регистрация дронов в нашем городе!

В социальных сетях распространилось обращение к блогерам, в котором утверждается, что все дроны подлежат обязательной регистрации в Авиационной администрации Казахстана. В ответе ведомства уточняется, что регистрация обязательна только для дронов весом от 250 граммов и тех, которые могут собирать персональные данные. "Если вы подняли ваш дрон в воздух без регистрации и разрешения, вы будете привлечены к ответственности", — предупреждают авторы обращения. Таким образом, информация о необходимости регистрации всех дронов оказалась неточной.

В социальных сетях появилось обращение к создателям контента, в котором утверждается, что все дроны подлежат обязательной регистрации. Владельцы дронов должны получать разрешения, декларации и сертификаты операторов. Для проверки этой информации было направлено официальное обращение в Авиационную администрацию Казахстана.

Согласно сообщению, все дроны, независимо от их размера и характеристик, должны быть зарегистрированы в Авиационной администрации Казахстана.

"Уважаемые блогеры, мобилографы, видеографы, фотографы, контент-мейкеры! Если у вас есть дроны, неважно, какого размера, веса и характеристик, вы обязаны их зарегистрировать в Авиационной администрации, согласно правилам использования беспилотных авиационных систем (правила есть в открытых источниках). Информация для сведения, вдруг не знали. Если вы подняли ваш дрон в воздух без регистрации и разрешения, вы будете привлечены к ответственности. Помимо получения декларации соответствия технических характеристик, постановки на учет дрона, получения разрешения, так еще нужно получить сертификат оператора дронов", — говорится в обращении.

Скриншот: Threads

Какие дроны нужно регистрировать

Авиационная администрация Казахстана разъяснила, что подлежат регистрации дроны весом от 250 граммов.

"Учёту также подлежат все беспилотные авиационные системы вне зависимости от максимальной взлетной массы входящего в состав системы беспилотного воздушного судна, оснащенные техническими средствами, способными осуществлять сбор персональных данных и (или) конфиденциальной информации", — отмечается в ответе.

Исключение составляют беспилотные авиационные системы с максимальной взлетной массой 750 килограмм, которые регистрируются в другом порядке. Также не подлежат учету беспилотные авиационные системы с максимальной взлетной массой менее 0,25 килограмма, если на них отсутствуют технические средства для сбора персональных данных.

"Положения Правил БАС не распространяются на использование игрушек и авиамоделей для выполнения полета, а также полеты с применением беспилотных авиационных систем внутри помещений (indoor-дронов)", — добавили в ведомстве.

Регистрация, учет и разрешения: в чем разница

В ответе Авиационной администрации уточняется, что постановка на учет и государственная регистрация — это разные процедуры.

Постановка на учет обязательна для большинства дронов, по итогам которой выдается свидетельство на 5 лет. Регистрация применяется к более крупным беспилотным системам (от 750 килограмм).

"Постановка и регистрация регулируются отдельными правилами. В воздушном пространстве Казахстана установлены 3 категории операций с применением БАС: 'Открытая', 'Специфическая' и 'Сертифицированная'. Согласно закону 'Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации', для выполнения полетов беспилотного воздушного судна над густонаселенными районами населенных пунктов его эксплуатант обязан получить разрешение на выполнение таких полетов в уполномоченной организации в сфере гражданской авиации в порядке, определенном правилами использования беспилотных авиационных систем в воздушном пространстве Казахстана", — объяснили в ААК.

Разрешение на полет требуется не всегда: в "открытой категории" его оформлять не нужно, но в "специфической категории" (например, при съемках в густонаселенных районах) оно обязательно. Также необходимо направить заявку на использование воздушного пространства.

"Однако, согласно подпункту 3 пункта 7 Правил БАС, эксплуатанту в любом случае обязательно наличие свидетельства о постановке на учет беспилотной авиационной системы", — подчеркнули в ведомстве.

К "густонаселенным районам" относятся не только жилые комплексы и микрорайоны, но и административные здания, места массового скопления людей, торговые центры, рынки, образовательные и медицинские учреждения, вокзалы и прилегающие территории. В ААК привели примеры:

  • районы, в которых расположены многоэтажные жилые здания (микрорайоны, жилые комплексы, жилые массивы, гостиничные комплексы);
  • административные здания (здания государственных органов, многоэтажные бизнес-центры и офисные помещения);
  • культовые здания (церкви, мечети);
  • государственные учреждения;
  • торговые объекты (торгово-развлекательные центры, рынки, ярмарки);
  • концертные залы, спортивные сооружения, развлекательные сооружения;
  • организации образования, здравоохранения;
  • транспортные сооружения (вокзалы, станции, порты), включая прилегающую к ним открытую территорию.

Полеты в категории операций "Специфическая" выполняются при соблюдении следующих требований:

  • наличие разрешения организации в сфере гражданской авиации на выполнение полетов над густонаселенными районами населенных пунктов или наличия разрешения на выполнение разрешенных видов авиационных работ с использованием БАС или наличия сертификата оператора БАС соответствующей категории;
  • наличие разработанной эксплуатантом БАС инструкции по взаимодействию между эксплуатантом БАС и соответствующим центром УВД;
  • соблюдение метеорологических минимумов для полетов с применением беспилотных авиационных систем в зависимости от местности и вида полета;
  • эксплуатируемая БАС находится в исправном техническом состоянии для безопасного выполнения полета;
  • полет БВС осуществляется в строгом соответствии с поданной заявкой и полученным условием на использование воздушного пространства от органов УВД;
  • проведена предполетная оценка района выполнения полетов;
  • согласование с компетентными государственными органами в соответствии с требованиями правил, при необходимости.

"Для определения категории полета на этапе его планирования эксплуатанту необходимо проверить соответствие условий по той или иной категории с учетом таких факторов, как максимальная взлетная масса БАС, тип конструкции, высота полета, локация полета, время суток, метеорологические условия, видимость, удаленность пульта управления от беспилотного воздушного судна и другие факторы, определяющие категорию полета", — добавили в ААК.

Кому нужен сертификат оператора

Если дрон весит более 1,5 килограмма, но не превышает 25 килограмм, для его использования даже в личных целях нужен сертификат оператора категории 1 (EASY Rating).

"Оператор должен быть не моложе 16 лет и пройти теоретическую подготовку по утвержденной программе", — отметили в ведомстве.

Для более тяжелых дронов (до 25 килограмм и до 750 килограмм) предусмотрены сертификаты категорий 2 и 3, которые требуют дополнительного обучения и практических экзаменов.

"Возраст — не моложе 18 лет. Также необходимо успешное завершение обучения на курсе первоначальной теоретической подготовки операторов БАС", — подчеркнули в ААК.

Виды категорий сертификатов операторов БАС:

  • категория 1 (EASY Rating) – для операторов БАС, эксплуатирующих беспилотные авиационные системы с БВС мультироторного или вертолетного типа конструкции с максимальной взлетной массой менее 25 килограмм в личных целях;
  • категория 2 (MID Rating) – для операторов БАС, эксплуатирующих беспилотные авиационные системы с БВС всех типов конструкций с максимальной взлетной массой до 25 килограмм для выполнения авиационных работ;
  • категория 3 (HIGH Rating) – для операторов БАС, эксплуатирующих беспилотные авиационные системы с БВС всех типов конструкций с максимальной взлетной массой до 750 килограмм для выполнения авиационных работ.

Декларация технического соответствия

Еще одно обязательное условие для всех владельцев дронов весом менее 25 килограмм — декларация технического соответствия.

Это документ, где владелец подтверждает, что его дрон безопасен и соответствует минимальным летно-техническим требованиям. Формы деклараций утверждены правилами использования БАС и зависят от модели и способа производства (серийный, самосборный и так далее).

"Получение сертификата соответствия требуется для допуска к эксплуатации БАС с максимальной взлётной массой от 25 до 750 килограмм. БАС с массой менее 25 кг подлежат самостоятельному декларированию технического соответствия", — отметили в ААК.

Контроль за полетами

Надзор за использованием дронов осуществляет уполномоченный орган в сфере гражданской авиации совместно с Министерством обороны. Перед вылетом в ряде случаев необходимо подавать заявку на использование воздушного пространства в региональный центр управления воздушным движением.

Таким образом, утверждение о том, что "все дроны без исключения должны быть зарегистрированы", оказалось неточным. Регистрация обязательна для аппаратов весом от 250 граммов и всех дронов с камерами или иными средствами сбора данных. Для полетов над густонаселенными районами, а также для тяжелых аппаратов дополнительно требуются разрешения и сертификаты.

Предыдущая новость
Токаев обсудил бюджетные приоритеты для национальной экономики
Следующая новость
Комитет национальной безопасности подтвердил задержание главного архитектора Шымкента Армана Абдешова