В Казахстане наблюдается рост числа сел, которые отказываются от спиртных напитков. На начало года более 100 населенных пунктов из трех областей страны исключили алкоголь из своей жизни. Что стоит за этим явлением? Является ли это вынужденным шагом или осознанным выбором? Об этом наш корреспондент поговорил с культурологом и казаховедом Абылайханом Калназаровым.
Возвращение к традициям
По словам Абылайхана Калназарова, исчезновение алкоголя в некоторых селах – это не новшество, а возвращение к традиционным привычкам.
"Употребление алкоголя никогда не было присуще исконной степной жизни. Исторически казахи практически не употребляли крепкий алкоголь, и единственным традиционным напитком в этом отношении был кумыс – кобылье молоко, прошедшее естественное брожение", - отметил культуролог.
С ростом интереса к здоровому образу жизни и культурному возрождению местные жители начали осознанно отказываться от алкоголя, видя, как он разрушает семьи и ослабляет дух народа.
Не запретом единым
Культуролог считает, что в безалкогольных селах местным жителям никто не запрещает употребление спиртного. Здесь важны доверие и авторитет влиятельных людей.
"Там, где есть уважение к старшим, к традициям и к словам аксакала, необходимость в насилии или жестких запретах отпадает. Людям просто объясняют: "Арақ – атадан қалған ас емес" ("Водка не наследие твоих предков")", - подчеркнул он.
Далее срабатывает коллективная ответственность: если кто-то ошибается, с ним общаются старшие или имам.
"У нас нет полиции на каждом углу, но есть совесть и честь рода или фамилии. Важно, что молодежь вовлекается в трезвый образ жизни через занятия спортом, культурные мероприятия и национальные игры. Занятому и уважающему себя человеку не нужно запивать жизнь. В современной реальности пьющий человек остается позади. Культ успеха также влияет, так как молодежь стремится к достижениям. Никто не хочет связываться с алкоголиками: их не приглашают на работу и в общество", - объяснил собеседник.
Также значение имеет совет старейшин, который Калназаров называет "сердцем аула". Это влиятельный орган, в который входят наиболее уважаемые люди, выбираемые не по должности, а по мудрости. Они принимают решения, которые все принимают к сведению. Старейшины поддерживают моральные ценности, напоминают о традициях и помогают разрешать конфликты.
"Когда в ауле обсуждается вопрос о запрете алкоголя, решение принимает совет. Это консенсус, а не давление сверху. Роль старейшин – объяснять, направлять и предлагать альтернативы. Самое главное – служить примером. Совет также занимается воспитанием молодежи, поддержкой малоимущих и организацией культурных мероприятий. Это живой институт, не бутафория. И если старейшины говорят: "В ауле не будет водки", с этим никто не спорит", - подчеркнул культуролог.
Будущее безалкогольных сел
Калназаров уверен, что этот тренд будет усиливаться, так как люди устают от последствий алкоголя: разрушенных семей, преступлений и бедности. Особенно ясно это проявляется на периферии, где все на виду.
"Мы наблюдаем не просто временное явление, а глубокую трансформацию общества. Сегодня безалкогольные села есть в разных регионах Казахстана. Завтра их станет вдвое больше. Это движение к чистой жизни, где в приоритете – честь, здоровье, долг и уважение к предкам. Каждый хочет добиться успеха и стать значимым человеком", - подчеркнул он.
По мнению эксперта, дурной пример заразителен, и в случае с безалкогольными селами наблюдается "эффект домино": один аул отказался от алкоголя – другие подхватили эту идею.
"Как только одно село объявило себя безалкогольным и получило положительные результаты, другие последовали за ним. Такие инициативы быстро распространяются, особенно на юге страны, где районы связаны родственными и экономическими узами. Безалкогольная политика должна строиться на культуре, морали и общественной солидарности. Именно так действует традиционный казахский подход: через авторитет, наставничество и силу рода", - отметил Калназаров.
Культура здорового сознания возвращается в села, где опьянение считается позором и слабостью. Молодежь не просто "не пьет", она создает новые стандарты, сознательно выбирая жизнь без алкоголя.
"Это уже не протест, а новая норма. Выражаясь культурологическим языком, такие села – безалкогольные пространства. Важно подчеркнуть, что безалкогольное пространство – это не тюрьма и не система запретов, а осознанная атмосфера, в которую человек либо встраивается, либо уходит в сторону", - добавил эксперт.
Калназаров поделился воспоминанием о разговоре с аксакалом из одного из таких сел – бывшим директором школы.
"Он отметил, что безалкогольные села – это не режим, а чистая среда. Здесь водка не в почете, потому что ей просто нет места. Атмосфера такова, что даже молодые люди не стремятся к алкоголю. Некоторые могут задаться вопросом: не скажется ли отказ от спиртного негативно на экономике? Наоборот, в долгосрочной перспективе такой отказ выгоден. Семья не тратит деньги на бутылку, а использует их для покупки коровы, теплицы или обучения детей. Когда нет пьянства, нет лени, драк и болезней. А где порядок и труд – там и экономика процветает", - резюмировал он.
В марте текущего года стало известно, что еще 33 казахстанских села отказались от алкоголя - на этот раз в Актюбинской области. Наибольшее число безалкогольных сел сосредоточено в Темирском районе, где сразу семь населенных пунктов (Кайынды, Бабатай, Шибулак, Аксай, Бірлік, Шыгырлы, Ащысай) сделали этот выбор.
В Кызылординской области 18 населенных пунктов также перешли на трезвый образ жизни. За последние три года в некоторых из них не зафиксировано ни одного преступления.
В 53 селах Атырауской области также отказались от спиртного. Результат – за два года не зарегистрировано ни одного правонарушения. Теперь этот опыт намерены распространить на весь регион.
```