В Алматы активно обсуждается проблема отсутствия катализаторов в общественном транспорте, что стало темой обсуждения в социальных сетях. Редакция узнала о ситуации в автопарке и расспросила эксперта о влиянии катализаторов на экологию.
Что произошло
28 октября один из алматинских активистов сообщил, что почти половина маршрутных автобусов в городе курсирует по дорогам без катализаторов — специальных устройств в выхлопной системе, которые снижают токсичность выхлопных газов. Блогер предположил, что катализаторы могли быть украдены, так как их цена высока из-за содержания драгоценных металлов.
Что говорят в автобусном парке
В автобусном парке ТОО "Алматыэлектротранс" в ответ на запрос заявили, что информация о том, что из 2500 автобусов, ежедневно выходящих на линию, половина работает без катализаторов, не соответствует действительности. Утверждается, что на маршруты ежедневно выходит 903 автобуса, а данные о количестве транспортных средств без катализаторов искажены.
"С начала 2022 года службой внутренней безопасности ТОО 'Алматыэлектротранс' совместно с департаментом экологии города Алматы было выявлено 274 случая отсутствия катализаторов, что связано с кражами и иными техническими причинами. По всем фактам поданы заявления в органы полиции", - говорится в ответе компании на запрос.
113 автобусов марки Zhong Tong, у которых выявили отсутствие катализаторов, сняли с линии или перевели в резерв. В "Алматыэлектротранс" заявили, что все автобусы предприятия работают на газовом топливе, при этом большинство соответствует экологическому стандарту ЕВРО-5.
"Катализатор газового двигателя выполняет функцию доочистки выхлопов и не оказывает решающего влияния на уровень экологичности транспорта, в отличие от дизельных автобусов", - заверяют в компании.
Также в компании рассказали, что в 2024 году передали 600 машин из автобусных парков № 1 и № 2 на аутсорсинг компаниям-производителям, которые "продемонстрировали высокий уровень технического содержания и ответственности".
"В настоящее время ТОО 'Алматыэлектротранс' проводит аналогичные процедуры закупок по автобусам марки Golden Dragon, располагающимся в коммунальных автобусных парках № 3 и № 6. После завершения закупок ответственность за техническое состояние и соблюдение экологических норм будет возложена на производителей или их авторизованных представителей, которые обязаны устранить все выявленные недостатки", - отметили в автобусном парке.
Что говорит эксперт
Редакция также обратилась к депутату маслихата Алматы и экологу Тимуру Елеусизову, чтобы разобраться в том, какое влияние оказывает наличие или отсутствие катализаторов в транспорте на окружающую среду.
"Катализатор ставится, чтобы снизить параметры выбросов выхлопных газов с автотранспорта. Эта система при нагреве начинает дожигать несгоревший бензин или солярку, которые выходят из двигателя. У него специальный состав химических соединений - они просто дожигают остатки бензина, которые выбрасываются. Можно сказать, что это своеобразный фильтр. В катализаторе есть редкоземельные металлы, которые позволяют увеличивать температуру при сжигании. Ну и основной материал это керамика. Поэтому этот элемент в машинах считается ценным", - объясняет эколог.
Тимур Елеусизов также объяснил, почему в автомобилях могут вырезать катализаторы не только из корыстных побуждений. По его словам, из-за низкого качества бензина или солярки сопла катализатора могут забиваться, что влияет на динамику и работу двигателя, так как машина "перестает дышать". Без катализаторов тяга двигателя возвращается.
По словам эксперта, само отсутствие катализатора в автобусе не делает его менее безопасным, однако выбросы в атмосферу от такого транспорта могут быть выше нормы.
"Если выявлены такие факты, нужно писать в департамент экологии о том, что есть нарушение. Департамент экологии выезжает в автопарк и начинает делать замеры всех автобусов. Если они выявляют превышение, они уже разбираются. За это идут большие штрафы. Но у нас нет четкого законодательства, по которому привлекают к ответственности за отсутствие катализатора. В этом есть проблема", - говорит Елеусизов.
По словам эколога, в основном наличие катализатора особенно важно на дизельных и бензиновых машинах, а в случае с транспортом на газу ситуация иная. Катализаторы там играют менее важную роль.
Сколько авто ездит без катализаторов
В конце прошлого года исполнительный директор проекта Almaty Air Initiative Жулдыз Саулебекова рассказала, что в Алматы около 60 процентов автомобилей ездят без катализаторов.
"Причина банальна: износ без замены, отсутствие мотивации и массовая вырезка с целью продажи. Это стало серьезной экологической и социальной проблемой. Катализатор улавливает до 90 процентов вредных выбросов. Одна машина с катализатором компенсирует загрязнение десяти машин без него. Но, к сожалению, для многих водителей экология остается на последнем месте. Они готовы вырезать катализатор ради 200–300 долларов, чтобы купить, например, зимние шины", - заявила Саулебекова.
Эксперт отмечает, что одна из ключевых проблем, связанная с катализаторами, - это то, что водитель может даже не подозревать об их отсутствии на своем автомобиле. По словам Жулдыз Саулебековой, ситуация требует не только информационной работы с автовладельцами, но и строгого контроля со стороны государства. В частности - усиление контроля над бизнесом по скупке катализаторов, а также создание прозрачных правил утилизации.