Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами

Во время перевозки пассажиров перевозчик должен проявлять должную ответственность, выбирая и используя транспортные средства, а также организуя процесс перевозок. Данная деятельность сопряжена с рисками для жизни и здоровья пассажиров, а также возможными потерями их имущества. Поэтому перевозчик обязан обеспечить страхование своей гражданско-правовой ответственности перед пассажирами. Далее будет рассказано о том, что включает в себя ответственность перевозчика, какие расценки на страхование могут быть и что произойдет, если не позаботиться о страховке.
Правовая основа обязательного страхования ГПО перевозчика (пассажирские перевозки).
Перевозчики Казахстана, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров, обязаны оформить страхование своей ответственности. Это требование закреплено в законе №444 от 01.07.2003 г. «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами».
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 закона №444, пассажиром считается физическое лицо, заключившее договор транспортировки с перевозчиком в любом формате — устно или письменно.
Согласно пункту 13 статьи 1 этого же законодательства, перевозчиком является физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством и осуществляющее перевозку пассажиров и их имущества за плату или в аренду.
Страхованию подлежат перевозки, реализуемые следующими видами транспорта:
- железнодорожный;
- морской;
- водный;
- воздушный;
- автомобильный.
Под гражданско-правовой ответственностью (ГПО) перевозчика перед пассажирами подразумевается его обязанность возместить ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу пассажиров в процессе перевозки (пункт 14 статьи 1 закона №444).
Таким образом, если в ходе перевозки пассажирам причинен ущерб, связанный с их жизнью, здоровьем или имуществом, перевозчик обязан покрыть этот ущерб. Поскольку речь может идти о значительных суммах, перевозчик обязан иметь страхование для защиты имущественных интересов пассажиров: они не окажутся зависимыми от финансового положения перевозчика и не будут долго ждать возмещения. Выплаты будут произведены страховой компанией.
Особенности договора обязательного страхования ГПО перевозчика.
В соответствии с статьей 3 закона №444 от 01.07.2003 г., объектом обязательного страхования ГПО перевозчика перед пассажирами является имущественный интерес перевозчика, связанный с его обязанностями по возмещению ущерба, причиненного жизни, здоровью или имуществу пассажиров в ходе перевозки. Страховая компания, таким образом, защищает перевозчика от ситуаций, когда он не может самостоятельно возместить ущерб пострадавшим.
Основной целью данного вида страхования, согласно статье 4 закона №444, является обеспечение защиты имущественных интересов пассажиров за счет страховых выплат. Независимо от финансового состояния перевозчика как физического, так и юридического лица, все пострадавшие получат компенсацию от страховой компании в случае наступления страхового события.
Как упоминалось ранее, страхованию подлежат перевозки, осуществляемые железнодорожным, морским, речным, воздушным и автомобильным транспортом. Также под страхование попадают перевозки городским рельсовым транспортом (трамваями).
При этом, согласно пункту 2 статьи 5 закона №444, ответственность перевозчика подлежит страхованию для каждого транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров и их имущества.
Перевозчик также имеет право заключить договор добровольного страхования ГПО для дополнительной защиты. Однако наличие данного договора не освобождает его от обязательства заключить договор обязательного страхования. Таким образом, перевозчик может иметь как один обязательный договор, так и два (обязательный и добровольный).
Согласно статье 10 закона №444, страхование покрывает ущерб жизни, здоровью или имуществу пострадавшего, но не включает:
- моральный ущерб;
- упущенную выгоду (включая утрату товарной стоимости имущества);
- неустойку.
Важно отметить, что договор обязательного страхования ГПО перевозчика можно заключить только с компанией, обладающей лицензией на осуществление данного вида страхования. Поэтому при выборе страховщика перевозчику стоит внимательно ознакомиться с предложениями страховой компании.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 закона №444 страхование оформляется с использованием электронного страхового полиса. Основанием для его оформления служит заявление перевозчика.
Пункт 4-1 статьи 10 допускает возможность заключения договора через веб-сайт страховщика.
Обратите внимание, что согласно пункту 5 статьи 10 закона №444 в страховом полисе необходимо указать предел ответственности страховой компании по одному случаю. Если ущерб превышает сумму, оговоренную в полисе, обязательное страхование не покрывает эту разницу.
Перевозчик может покрыть превышение суммы ущерба, заключив дополнительный договор добровольного страхования. Наличие двух договоров обеспечит максимальную компенсацию ущерба для пассажиров, однако необходимо помнить, что перевозчику придется оплачивать страховые взносы по обоим договорам.
В общем случае договор обязательного страхования ГПО перевозчика имеет срок действия 12 месяцев (пункт 3 статьи 11 закона №444). Если в течение этого времени произошло страховое событие, это не обязывает заключать новый договор — он продолжит действие до истечения 12 месяцев. Тем не менее, если у перевозчика истекает право на перевозку пассажиров и их имущества ранее 12 месяцев (например, если патент действителен на более короткий срок), договор оформляется только на период действия патента.
Договор покрывает риски, наступившие на территории Республики Казахстан (пункт 5 статьи 11 закона №444), если другое не предусмотрено международными соглашениями.
Размер страховых взносов по полису страхования ГПО перевозчика зависит от типа транспортного средства.
Таким образом, для всех типов транспорта, кроме железнодорожного, годовой страховой взнос определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 16 закона №444 (от 3 до 3820 МРП). Возможна корректировка взноса по результатам оценки рисков, но он не должен превышать двухкратного размера (пункт 2 статьи 17 закона №444).
Для железнодорожного транспорта размер страхового взноса составляет 0,2% от суммы дохода (пункт 2 статьи 16 закона №444), но может быть увеличен до 0,5% (статья 17). Обратите внимание, что если договор заключён на срок менее 12 месяцев, сумма страхового взноса определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 16 закона №444.
Для удобства представим информацию в виде таблицы.
Таблица 1. Обязательное страхование ГПО перевозчика перед пассажирами
Основная цель: | Обеспечение защиты имущественных интересов пассажиров при их перевозке |
---|---|
Как оформляется: | В электронной форме на срок 12 месяцев или менее, в случае если у перевозчика срок на осуществление перевозок истекает раньше 12 месяцев |
Какие риски покрывает договор? | Ущерб, причинённый жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров во время перевозки |
Страховая сумма: | Устанавливается отдельно для каждого случая, но не ниже минимальной, предусмотренной статьей 20 закона №444 |
Страховая премия: | Зависит от вида транспорта |
Размер ущерба, причиненного пассажиру, определяется в соответствии со статьей 19 закона №444 и основывается на документах, предоставленных соответствующими организациями (например, медицинскими).
Если ущерб причинён имуществу, то он включает стоимость утраченного, недостающего или поврежденного имущества:
- принятого перевозчиком к перевозке в багаже;
- находящегося у пассажира.
Размер ущерба для имущества рассчитывается следующим образом:
- при утрате или недостаче багажа, находящихся у пассажира вещей - в размере их стоимости;
- при повреждении багажа или находящихся у пассажира вещей - в размере снижения их стоимости или по полной стоимости;
- при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости.
Важно помнить, что ответственность за доказательство страхового случая и размера причиненного ущерба имуществу пассажиров лежит на перевозчике.
Каков размер выплат пострадавшим пассажирам?
Размер страховой выплаты определяется статьей 20 закона №444. В договоре страхования объем ответственности страховой компании (страховая сумма) указывается отдельно для каждого случая и не может быть меньше сумм, предписанных пунктом 1 статьи 20 закона №444.
Размеры выплат зависят от степени тяжести причинённого ущерба:
- смерть – 5 000 МРП;
- установление инвалидности (от 2500 до 5000 МРП);
- установление инвалидности ребенку – 5 000 МРП;
- травма без установления инвалидности – фактические расходы на лечение, но не более 200 МРП;
- ущерб, причинённый имуществу каждого потерпевшего – в размере причиненного ущерба, не превышающего 250 МРП.
Страховая выплата за ущерб, причинённый жизни и здоровью пассажира во время перевозки, производится независимо от вины перевозчика.
Как пассажир, так и перевозчик имеют возможность подать запрос на получение страховой выплаты от страховой компании. Такой запрос должен быть оформлен в письменном виде и сопровождаться документами, необходимыми для осуществления выплаты. Также предусмотрен вариант отправки запроса в электронном формате, однако в последующем потребуется предоставить оригиналы документов.
Вместе с заявкой на страховую выплату необходимо приложить следующие документы:
- доказательство наступления страхового случая и оценки ущерба;
- акт, составленный перевозчиком, о произошедшем страховом случае;
- проездной билет или его аналог (копия документа о продаже билетов или билетный корешок, заверенный перевозчиком);
- копия медицинской справки, больничного листа или документов об установлении инвалидности;
- нотариально подтвержденная копия свидетельства о смерти пострадавшего;
- перечень имущества, которое было потеряно, пропало или повреждено, если случай затрагивает материальные ценности.
Запрос не может включать требования о предоставлении дополнительных документов от перевозчика или пострадавшей стороны.
Согласно пункту 1 статьи 22 закона №444, страховая компания обязана произвести выплату в течение 7 рабочих дней.
Что произойдет, если перевозчик не заключит договор обязательного страхования?
Согласно законодательству, перевозчикам запрещено осуществлять деятельность без наличия договора обязательного страхования. Это требование изложено в статье 7 закона №444.
За несоблюдение данного правила Минтранс имеет право приостановить действие лицензии перевозчика на срок до полугода.
Кроме приостановления лицензии, перевозчик также будет нести ответственность согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса об административных правонарушениях РК (наложение штрафа). Сумма штрафа зависит от категории бизнеса перевозчика.
Размеры штрафов за отсутствие договора обязательного страхования составляют:
- для физических лиц — 10 МРП;
- для должностных лиц и субъектов малого бизнеса — 160 МРП;
- для субъектов среднего бизнеса — 400 МРП;
- для крупных предпринимателей — 1 000 МРП.
Так как перевозки связаны с высокими рисками, перевозчику следует внимательно относиться к обязательству по заключению договора обязательного страхования.
Если договора нет, перевозчик будет вынужден компенсировать ущерб пассажирам из своих средств, помимо этого ему предстоит выплачивать штраф за отсутствие договора страхования. Не стоит забывать и о возможности приостановления лицензии.
Где можно заключить договор страхования? Это можно сделать в любой страховой компании по выбору, однако важно, чтобы она обладала лицензией на осуществление обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами.
На сегодняшний день одним из ведущих участников рынка страхования, включая обязательное страхование перевозчиков, является АО «Нефтяная страховая компания» (АО «НСК»).
АО «НСК» успешно работает на страховом рынке Казахстана уже почти 25 лет и располагает 17 филиалами, а также широкой сетью офисов по всей стране. Компания имеет надежный финансовый рейтинг и обслуживает более 400 000 физических лиц и свыше 90 000 организаций, включая крупнейшие банки страны.
Для заключения договора обязательного страхования перевозчика можно оставить заявку менеджеру страховой компании, который свяжется с вами в рабочее время.
-
В Саудовской Аравии задержали объявленного в международный розыск казахстанца23-04-2025, 21:32 2
-
В Саудовской Аравии задержали объявленного в международный розыск казахстанца23-04-2025, 21:35 2
-
Миссия “вернуть молодежь”: в Алматы библиотекари устроят хакатон23-04-2025, 14:29 2
-
В Алматы установили брендированные остановки в честь юбилея Salam Bro16-04-2025, 07:10 31
-
7-летняя девочка погибла в страшном ДТП в Алматы: задержан водитель фуры3-04-2025, 10:23 25
-
Страшное ДТП в Алматы: 7-летняя девочка погибла под колесами фуры2-04-2025, 14:15 22
-
Шестиэтажное административное здание горит в Алматы2-04-2025, 04:04 15