Планируемые изменения в НДС и мнения чиновников о налоговой реформе

Правительство Казахстана планирует налогово-бюджетную реформу, включая изменения в НДС, чтобы улучшить собираемость налогов и сократить дефицит бюджета. Реформа направлена на поддержку экономики и устойчивое развитие страны.
Планируемые изменения в НДС и мнения чиновников о налоговой реформе

Как правительство планирует реформировать НДС? Когда начнется новая налоговая реформа? Каковы цели этих изменений и как чиновники реагируют на критику? Об этом и многом другом в интервью с вице-премьер-министром национальной экономики Сериком Жумангариным.

- Почему правительство решило провести масштабную налоговую реформу?

- Реформа затрагивает не только налоговый кодекс, но и бюджетный. Государственный бюджет — это целевой денежный фонд, который позволяет государству эффективно выполнять свои функции по развитию и повышению благосостояния граждан. Основная задача — инвестировать в собственную экономику, увеличивая ежегодно объемы инвестиций. Без этого иностранные инвесторы не придут.

При формировании бюджета на 2025 год мы обнаружили, что для покрытия затратной части в 26 триллионов нам не хватает около 10 триллионов. Доходная часть формируется за счет налогов. Мы можем заимствовать из Национального фонда, получая гарантированные трансферты. Однако этого недостаточно, и мы вынуждены занимать средства на внутреннем рынке, выпуская облигации Министерства финансов.

Собираемость налогов, особенно НДС и КПН, оставляет желать лучшего. НДС составляет около 40% доходной части бюджета, но собираемость не превышает 24%. Реформа направлена на улучшение этой ситуации.

Мы могли бы оставить все как есть и прожить еще десяток лет, занимая средства. Но Нацфонд — это будущее страны. Если продолжать в том же духе, к 2036 году Нацфонд может исчерпаться.

- Мы тратим больше, чем зарабатываем?

- Да, у нас высокие социальные расходы. Социальная часть бюджета составляет 37,5%, или около 10 триллионов. Если добавить расходы на региональное развитие, то львиная часть бюджета уходит на эти нужды. Мы социальное государство, и COVID, а также социальные ожидания населения, повлияли на это.

Государство заботится о многодетных матерях, сиротах и других уязвимых группах. Но бюджет развития, который составляет всего 8%, должен быть увеличен.

Либерализация налогового режима привела к тому, что многие бизнесы не платят НДС. Из более чем двух миллионов бизнесменов в стране, НДС платят только 137 тысяч компаний. Это создает неравные условия.

Мы должны исправить ситуацию. Бизнес стремится к оптимизации налогов, и это нормально, если законодательство позволяет. Но если мы хотим войти в тридцатку ведущих стран мира, мы не можем продолжать в том же духе.

Дробление бизнеса создало налоговые офшоры внутри страны. Реформа встречает сопротивление, но наш основной аргумент — будущее страны и наших детей.

Мы пытаемся сократить социальные расходы, так как других расходов у нас нет. В прошлом году мы сократили расходы на 400 миллиардов. Бюджет на 2025 год был сокращен с 32 до 26 триллионов.

- Есть ли другие методы, кроме повышения НДС?

- Мы можем сократить расходы регионов, социальные расходы или бюджет развития. Но у нас не самый большой госаппарат, и мы занимаемся оптимизацией каждый день.

- Как быть предпринимателю с доходом 15 миллионов?

- Для таких предпринимателей ничего не изменится. Мы говорим о бизнесменах, которые дробят бизнес, чтобы избежать уплаты НДС. Мы будем выводить их из режима оптимизации.

В нормальной стране бизнесмен покупает товар с НДС, добавляет труд и продает с добавкой НДС, платя разницу. Мы восстанавливаем зачетную часть. Вместо 137 тысяч бизнесменов, НДС будут платить около 450 тысяч.

Мы не стали резко повышать ставку НДС, но и не снизили нагрузку на фонд оплаты труда. При 16% нагрузка на бизнесмена снижается до 3,2−3,3%.

Реформа не коснется тех, кто торгует на базарах, занимается ресторанным и гостиничным бизнесом. Они останутся на специальном налоговом режиме и будут платить 4%.

- Как будет работать дифференцированная ставка?

- Мы определились на трех ставках: 16%, 10% и 0%. Для медицинского направления ставка будет 10%, для агропромышленного комплекса — 0%. Это сделано, чтобы потребитель не оказался беззащитным.

Агропромышленный сектор развивается, и мы хотим, чтобы темпы роста не падали. Повышение ставки НДС сыграет положительную роль для производителей, конкурирующих с импортом.

В Парламенте уже лежит проект закона, где ставка розничного налога для B2C остается 4%, а для B2B — 12%. Мы предлагаем работать в сегменте уплаты НДС с нагрузкой 3,3%.

- Каковы прогнозы по инфляции?

- Мы ожидаем рост инфляции на 3−3,5%, что некритично. Все средства от реформы пойдут на поддержку бизнеса, особенно малого и среднего. Будет создан фонд гарантирования на базе фонда ДАМУ.

Мы увеличим возможности фонда по финансированию инфраструктуры и субсидированию. Институты развития будут фондированы на 300-500 миллиардов в год, что увеличит емкость кредитования до 2−2,5 триллиона тенге.

Государство будет кредитовать приоритетные сектора: IT, искусственный интеллект, туризм, транспортная логистика, металлургия, геологоразведка, нефтехимия и пищевая промышленность.

Мы планируем увеличить бюджет развития в два раза. На следующий год запланировано 6%, но мы стремимся довести его до 20%.

- Как вы оцениваете риски стагфляции?

- Мы не ожидаем стагфляции. Ставка НДС в Казахстане одна из самых низких в регионе. Мы поднимаем ее незначительно, и это не вызовет значительных экономических потрясений.

У нас одна из самых низких ставок по сравнению с соседними странами. Мы поднимаем транзитный налог, который не отражается на себестоимости продукции.

Любая реформа бесполезна, если не знаешь, что делать с ее итогами. У нас есть четкое понимание, куда направить средства от реформы. Все они пойдут в реальный сектор экономики.

- Как вы планируете бороться с теневой экономикой?

- Официальная цифра теневой экономики — 17,5%. Мы работаем над ее снижением. Основные сферы — торговля, сельское хозяйство, образование и здравоохранение.

Мы предложим новые механизмы для стимулирования людей требовать чеки, будем разыгрывать квартиры и поощрять тех, кто получил счастливый чек.

Мы создаем Национальный каталог товаров, чтобы видеть каждый товар, где выбит чек. Это основа борьбы с теневой экономикой.

Мы должны поменять ментальность людей. Если мы хотим, чтобы бизнес платил налоги, мы должны создавать условия для этого.

- Когда новые реформы вступят в силу?

- Мы планируем, что с 1 января 2026 года реформа вступит в силу. До 1 июля ее должен рассмотреть Парламент. После подписания Главой государства останется полгода для подготовки бизнеса.

- Как вы планируете общаться с бизнесом и обществом?

- Создано шесть групп, которые возглавляют вице-министры. Мы объедем все регионы, встретимся с бизнесом и примем окончательное решение после консультаций.

Мы открыты для диалога и готовы слушать критику. Наша задача — думать о будущем страны и ее населения.

- Как вы относитесь к авансовым платежам по НДС?

- Я критически отношусь к авансовым платежам. Наша задача — обеспечить быстроту и регулярность возврата НДС экспортерам. Мы будем обсуждать это с бизнесом.

- Каковы ваши планы на посту министра национальной экономики?

- Моя задача — поддержка реального сектора экономики. Налоговая реформа даст возможность это сделать. Дальнейшее развитие министерства будет зависеть от конкретных обстоятельств.

Текст: Рабига ДюсенгуловаФото: Иван Сухоруков

Поделиться: