Сокращение статотчетности

29-03-2025, 17:54 Бизнес 0 admin
Сокращение статотчетности

Национальное статистическое агентство планирует уменьшить количество форм, необходимых для статистической отчетности. Соответствующие изменения были утверждены 6 июля 2024 года.

По прогнозам, из 120 статистических форм, действующих в 2024 году, часть будет отменена, а информацию агентство начнет получать из альтернативных источников, таких как данные налоговых органов и платежных систем.

Альтернативные данные могут обрабатываться быстрее, и многие из них доступны в реальном времени. Статистическое агентство будет иметь возможность подписывать соглашения с владельцами таких данных о получении их для статистических целей безвозмездно. В будущем альтернативные данные могут существенно уменьшить объем традиционной отчетности.

Сейчас уже реализован проект, предусматривающий использование данных от фискальных операторов для расчета уровня инфляции на основе цен, зафиксированных в фискальных чеках. Это способствует улучшению качества и эффективности первичной информации и обеспечивает большую частоту ценовых обследований.

Кроме того, для снижения нагрузки на респондентов и упорядочивания информации по различным отраслям будет предоставлен правовой статус централизованным национальным регистрам в всех сферах экономики и жизнедеятельности страны.

Национальные регистры будут представлять собой эталонные базы данных с информацией, прошедшей контроле по форматам и логике.

Эти регистры послужат основой и единственным источником достоверной информации для выполнения множества целей, включая предоставление государственных услуг и взаимодействие с бизнесом и гражданами.

Специалисты по контролю данных будут заниматься оценкой качества информации, аккумулирующейся в государственных информационных системах. При этом будут разработаны критерии оценки на основе восьми основных показателей:

  1. Точность;
  2. Полнота;
  3. Согласованность;
  4. Целостность;
  5. Актуальность;
  6. Уникальность;
  7. Достоверность;
  8. Своевременность.

Если данные будут не соответствовать хотя бы одному из указанных критериев, они будут считаться недостоверными.

Основная цель внесенных изменений — создать правовые условия для усовершенствования системы государственной статистики и управления национальными данными в стране.

В рамках данных модификаций также выделены ключевые направления для развития государственной статистики, ориентированные на оптимизацию процессов сбора, обработки и цифровизации данных.

Дополнительно была проведена работа по уточнению и расширению терминологии, используемой в статистике.

Нововведения вводят понятие "Альтернативные данные", которые будут применяться в статистических исследованиях наряду с традиционными административными источниками. Это могут быть данные из фискальных чеков, космических снимков, мобильных операторов и т.д., способствующие повышению точности и многократному использованию информации.

Изменения также включают переход к среднесрочному планированию статистической деятельности на срок до трех лет, что будет способствовать стратегическому планированию и более эффективному распределению ресурсов. Ожидается, что за счет активного применения административных и альтернативных источников данных, объем статистической отчетности сократится на 40-50%.

В соответствии с новыми поправками в закон были введены понятия "Национальные регистры" и "Национальная справочная информация", которые направлены на упорядочение и стандартизацию данных в рамках электронного правительства. Это позволит государственным учреждениям более эффективно управлять данными и принимать обоснованные решения.

Дополнительно вводится понятие "Продукт данных", который будет включен в реестр поставщиков данных для обеспечения их распространения.

Реформа нацелена на снижение отчетной нагрузки на респондентов через использование административных и альтернативных источников, а также на улучшение качества национальных данных и их многоразовое использование. Принятие этих изменений является важным шагом в развитии национальной экосистемы данных, что принесет пользу как государствам, так и бизнес-сектору, и гражданам.

Изменения в законодательстве о государственной статистике являются ключевым этапом в улучшении системы управления данными и статистики, что в конечном итоге скажется на развитии статистической области.

Важным аспектом реформы является необходимость повышения уровня доверия к государственной статистике со стороны общества и бизнеса. Для этого следует обеспечить прозрачность процессов, связанных с обработкой и анализом данных, а также возможность обратной связи от респондентов и пользователей данных.

Также планируется внедрение новых технологий и инструментов для анализа данных, таких как машинное обучение и искусственный интеллект, что значительно повысит эффективность работы статистического агентства. Параллельно с этим будет вести активная работа по обучению сотрудников и повышению квалификации, чтобы они могли использовать новые технологии в своей деятельности.

Таким образом, ожидается, что внедрение данных изменений не только улучшит процесс подготовки и предоставления статистической информации, но и откроет новые возможности для исследований и деловой активности в стране.

Система государственной статистики будет способствовать более глубокому пониманию текущих экономических и социальных процессов, что позволит принимать более обоснованные решения на всех уровнях управления.