Поиск

Соответствие GDPR

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший опыт на нашем сайте. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie, Политикой конфиденциальности и Условиями использования.

10 декабрь 2025

Министр транспорта Нурлан Сауранбаев: Ожидания казахстанцев о 'дешёвом лоукостере без ограничений' не соответствуют реальности

Министр транспорта Казахстана объяснил рост цен на авиабилеты и необходимость овербукинга. Лоукостеры сталкиваются с новыми вызовами на рынке авиаперевозок.

Министр транспорта Нурлан Сауранбаев заявил, что ожидания казахстанцев о "дешёвом лоукостере без ограничений" противоречат самой модели авиакомпаний. Чиновник объяснил, почему цена растёт даже у бюджетных перевозчиков, зачем нужен овербукинг и почему государству приходится "удерживать золотую середину" между интересами пассажиров и авиабизнеса.

Открытие рынка для новых авиаперевозчиков

Сауранбаев подчеркнул, что Казахстан открыл рынок для новых авиаперевозчиков, включая лоукостеры. Однако низкая цена билета зависит от множества факторов, таких как время покупки, экономическая модель и дополнительные услуги.

"Самое главное, что здесь надо знать: мы приняли институциональную реформу с точки зрения того, что это рынок либерализованный. Это рынок, и нам надо его расширять. То, что к нам лоукостеры (приходят - прим.), — пожалуйста, заходите, это рынок свободный", — сказал министр на брифинге в правительстве.

Справка: Лоукостер (low-cost carrier) — это авиакомпания, которая продаёт очень дешёвые билеты, но за счёт жёсткой экономии на всём остальном.

Чиновник отметил, что при раннем бронировании стоимость у казахстанского лоукостера действительно низкая.

"Если заранее покупать, (…) Астана – Алматы стоит 15 тысяч тенге, это 30 долларов за тысячу километров. Мне кажется, это нормально", — сказал министр.

Нурлан Сауранбаев напомнил, что модель лоукостера подразумевает жёсткие правила и оплату всех дополнительных услуг — от багажа до возврата билетов. Однако в Казахстане пассажиры часто ждут обратного.

"Он заманивает ценой билета, а любые дополнительные функции — это экстрастоимость. А у нас говорят: купили в лоукостер билет, потом хотят дополнительные функции бесплатно", — добавил глава министерства.

Овербукинг: мировая практика

Отвечая на вопрос журналистов о том, почему казахстанские перевозчики допускают овербукинг, Сауранбаев объяснил, что эта практика — мировая норма и напрямую влияет на цену билетов.

Справка: Овербукинг (overbooking) — это когда авиакомпания намеренно продаёт билетов больше, чем мест в самолёте.

"Это противоречащие друг другу вопросы. Когда авиакомпания овербук делает — это статистика: у самолёта опаздывают от 5 до 15 процентов пассажиров. Самолёт летит без них. Если мы овербук запрещаем, он эту стоимость должен в цену билета заложить. Если хотим дешёвую цену — мы должны овербук делать", — сказал министр.

Сауранбаев подчеркнул, что государство усиливает защиту прав пассажиров, но любое ужесточение правил автоматически снижает гибкость авиакомпаний:

"Мы порядка пяти правовых актов ввели в части защиты прав потребителя. Но защита пассажиров сужает гибкость выгоды для авиакомпаний. Поэтому эту золотую середину держать придётся — быть под критикой граждан и инвесторов".

Когда журналист отметила, что даже при раннем бронировании цены лоукостера приближаются к ценам в обычных, небюджетных авиакомпаниях, министр предложил ответить своим заместителям.

Размытые границы между лоукостерами и классическими авиакомпаниями

Вице-министр транспорта Талгат Ластаев пояснил, что в мировой авиации границы между лоукостерами и классическими авиакомпаниями давно размылись.

"Глобальная тенденция идёт к тому, что нет чисто классических компаний и нет лоукостеров. Элемент, когда покупают кресло в салоне, — это элемент лоукост-компании. Раньше такого в классических компаниях не было", — сказал Ластаев.

Он отметил, что все казахстанские авиакомпании используют смешанные модели и конкурируют между собой на одинаковых маршрутах, поэтому вынуждены держать сопоставимые тарифы.

"Мы создали условия для конкуренции. Они вынуждены ставить сопоставимые тарифы, иначе не смогут конкурировать. Чистых лоукостеров в мире практически не осталось. Совершенно изменился авиабизнес", — заключил вице-министр.

Министр Сауранбаев в свою очередь также отреагировал на замечание журналиста о том, что стоимость билетов у лоукостера и классической авиакомпании якобы практически не отличается даже на ранних этапах бронирования. Министр не согласился с этим и предложил после брифинга в правительстве вместе сверить данные, подчеркнув, что, согласно их анализу, стартовые цены у лоукостера действительно ниже.

Контекст

Накануне депутат Мажилиса Мурат Абенов заявил, что лоукостеры в Казахстане предлагают слишком дорогие билеты в сравнении с европейскими. В июне депутат Мажилиса Сергей Пономарев подверг жёсткой критике работу казахстанского лоукостера, заявив, что "долго терпел" задержки рейсов и доплату за перегруз "в виде обычной книги".

Предыдущая новость
Запуск авиарейса Астана - Боровое: новые возможности для туристической отрасли Казахстана
Следующая новость
Землетрясение магнитудой 5.2 зафиксировано на границе Казахстана и России