В Алматы нарастает количество жалоб на образовательный центр Tesla Education. Родители более 700 учеников утверждают, что качество обучения оставляет желать лучшего, а после расторжения договоров компания не возвращает деньги, хотя это было предусмотрено условиями.
Проблемы с обучением
По словам родителей, после подписания договоров они столкнулись с частыми отменами занятий, отсутствием преподавателей и проблемами с коммуникацией со стороны сотрудников центра. В родительских чатах участники сообщали о нерегулярных уроках и о том, что один преподаватель мог вести несколько классов одновременно.
"Учителя в центре - студенты. Кто-то говорит, что вообще первокурсники. На момент, когда я попала в родительский чат, многие писали, что уроков не было вообще, учителей нет", - рассказала нам Ляззат, мама одного из учеников.
После отмены уроков родители обратились в администрацию с просьбой расторгнуть договоры и вернуть деньги, которые составляют от 550 тысяч тенге.
"Я написала заявление в администрацию Tesla Education с просьбой вернуть деньги за обучение. Мне сказали, что средства будут возвращены в течение тридцати дней. Однако по истечении срока ничего не вернули, дали лишь гарантийное письмо, согласно которому деньги мне должны были быть возвращены 9 ноября. Но и в этот срок я ничего не получила", - рассказала Асель, мама еще одного учащегося.
12 ноября Асель посетила офис образовательной организации и увидела множество людей, которые также требовали возврат средств.
"На месте я увидела много людей, которые также требовали свои деньги и не могли их получить", - отметила Асель.
Многие родители получили несколько гарантийных писем, но деньги до сих пор не вернули.
Ситуация усугубляется
Сначала родители общались с преподавателями центра, но вскоре получили SMS от педагогов, в котором сообщалось о прекращении работы из-за невыплаты заработной платы. В сообщении говорилось:
"Хотел сообщить, что я и мой заместитель не вышли на работу с сегодняшнего дня в связи с невыплатой заработной платы. Мы будем подавать заявление в трудовую инспекцию, чтобы добиться выплаты зарплат. Ответа по поводу возвратов и поступления инвестиций у нас нет. Учредители перестали нам отвечать, уже четвёртый день игнорируют и не выходят на связь. В связи с этим мы перестали работать и отвечать на ваши сообщения и звонки".
Ситуация ухудшилась, когда родители, пришедшие в администрацию для расторжения договоров, не смогли получить никакой помощи. В головном офисе также не оказалось сотрудников.
Когда родители поняли, что вернуть деньги мирным путем не получится, они обратились в полицию. Первоначально они подавали индивидуальные заявления, но получили ответ, что их обращения "оставлены без рассмотрения и хранятся в номенклатурном деле". В итоге они написали коллективное заявление, которое подписали более 70 человек. Это заявление было зарегистрировано в Едином реестре досудебных расследований в Алматы.
На данный момент в группе пострадавших в одном из мессенджеров состоит более тысячи человек.
Реакция властей
Корреспондент попытался связаться с учредителями учебного центра, но не получил ответа. В департаменте полиции Алматы сообщили, что по заявлениям граждан возбуждено уголовное дело.
"В рамках производства проводится комплекс следственных мероприятий, направленных на всестороннее, полное и объективное установление обстоятельств произошедшего, а также защиту конституционных прав граждан", - сообщили в ведомстве.
Полиция также отметила, что ход следствия находится под контролем руководства.
В сентябре 2025 года стало известно, что в Алматы был осужден руководитель учебного центра, который обещал поступление учеников в зарубежные вузы, за мошенничество. Он обманул более 112 человек на сумму 168 миллионов тенге, и суд признал его виновным, обязав вернуть деньги пострадавшим.