Казахстанские компании, занимающиеся международными автоперевозками, столкнулись с новыми ограничениями, установленными в России. Депутат Мажилиса Болатбек Алиев сообщил о проблеме, касающейся десятков тысяч водителей и транспортных фирм.
Изменения в российском законодательстве
Согласно поправкам в Федеральный закон № 115-ФЗ (редакция от 8 августа 2024 года), иностранным гражданам, въезжающим без визы, разрешено находиться на территории России не более 90 суток в течение календарного года.
"Эта норма не учитывает специфику международных автомобильных перевозок. Наши водители находятся на территории другой страны не по личным причинам, а при исполнении своих трудовых обязанностей. Однако новые требования фактически ставят их в положение нарушителей российского законодательства", - написал депутат в Facebook.
По словам Алиева, многие водители уже оказались в сложной ситуации. Время пребывания на территории России и Беларуси суммируется, что означает, что даже транзит через Беларусь засчитывается как пребывание в России.
Проблемы на границах и реакция властей
Очереди на границах Союзного государства с Европейским союзом и на российско-казахстанской границе усугубляют ситуацию. Водители из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и других стран региона вынуждены ожидать оформления в течение нескольких дней, что также учитывается в общем лимите 90 дней.
"По этой причине мной направлено официальное обращение на имя вице-премьера Республики Казахстан Серика Макашевича Жумангарина, курирующего вопросы интеграции и взаимодействия в рамках ЕАЭС. В известность также поставлены Министерство иностранных дел и Министерство внутренних дел, чтобы заранее выработать механизм реагирования и защиты наших перевозчиков", - отметил депутат.
Риски для казахстанского рынка
По мнению авторов обращения, проблема уже перешла в практическую плоскость: казахстанские перевозчики теряют возможность работать на маршрутах через Россию и Беларусь. Если ограничения сохранятся, это может привести к:
- дефициту подвижного состава;
- росту издержек;
- вытеснению казахстанских компаний российскими и белорусскими конкурентами.
Для сравнения, в Казахстане действует более мягкий режим для иностранных водителей. Согласно пункту 6 Правил въезда и пребывания иммигрантов (Постановление правительства РК № 148 от 21 января 2012 года), ограничения по срокам пребывания (90/180 дней) не распространяются на международных и транзитных водителей грузовых и пассажирских транспортных средств.
"Казахстан освободил иностранных перевозчиков от подобных требований, создавая условия для стабильного и безопасного транспортного сообщения. Считаю необходимым, чтобы вопрос был вынесен на уровень Евразийской экономической комиссии и рассмотрен в рамках партнёрского диалога между нашими странами. Наши перевозчики не должны становиться заложниками несогласованных решений", - заключил Болатбек Алиев.
Министерство транспорта Казахстана ранее сообщало, что очереди на казахстанско-российской границе связаны с ужесточением контроля со стороны России. Российские службы усилили проверку грузов, увеличили время досмотра транспорта и ввели дополнительные меры проверки документов, санитарных и фитосанитарных требований.