Эксперты из Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) провели анализ ключевых реформ, осуществленных в Казахстане за последние три года, и обсудили их последствия. Основное внимание было уделено изменениям в системе управления, избирательном процессе, защите прав граждан, а также социальным и экономическим вопросам.
Политические реформы
Среди значительных изменений директор КИСИ Еркин Тукумов выделил установление президентского срока на семь лет без права переизбрания, отказ президента от партийной принадлежности и запрет на занятие высоких государственных постов его родственниками.
"Идет активный переход от суперпрезидентской республики к сильному парламенту. Президент подписал, на мой взгляд, очень важный закон для демократизации - это ограничение президентских полномочий сроком на семь лет. Таких норм, по крайней мере в нашем пространстве, я не встречал и не слышал. Это сильный посыл в целом для развития политической конкуренции и демократизации нашего государства", - объяснил Еркин Тукумов.
Реформа судебной системы
Одним из ключевых изменений стало преобразование Конституционного совета в Конституционный суд с расширенными полномочиями. Теперь граждане могут напрямую обращаться в этот орган при нарушении их конституционных прав. С момента создания суда поступило более 9 тысяч обращений, большая часть которых касается уголовного, социального и налогового законодательства.
"Конечно, можно рассуждать о том, сколько из них дошло до финального этапа, когда Конституционный суд завершил рассмотрение дела и вынес решение. Однако важно и другое: даже те более 60 постановлений, которые мы приняли, затрагивают не масштабные, но значимые для населения вопросы. Это повседневные правовые аспекты, напрямую влияющие на жизнь граждан", - отметила председатель Конституционного суда Эльвира Азимова.
Изменения в избирательной системе
Специалисты обсудили изменения в избирательной системе, включая возвращение мажоритарной модели, которая позволила самовыдвиженцам участвовать в выборах в Мажилис и маслихаты. Это усилило политическую конкуренцию, но процесс адаптации к новой системе еще продолжается и требует доработки. Также был рассмотрен механизм отзыва депутатов, который может повысить их ответственность перед избирателями, однако его практическая реализация остается открытым вопросом.
"Парламент изменился. По сути, мы изменили Сенат, изменили Мажилис. Благодаря тому, что порог вхождения в Мажилис стал ниже, сейчас там шесть фракций, и это позволило быстрее принимать законы. Любая партия, которая приходит, несмотря на ограничения и вопросы репутации, теперь может создать полноценную фракцию. Хотя, когда это только формировалось, были критики, которые говорили, что, скорее всего, по нынешнему закону будет две-три фракции, а остальные растворятся в депутатских группах. Но в итоге получилось иначе - сегодня это уже институционализированные партии, которые участвуют во всех форумах Мажилиса", - пояснил депутат Мажилиса Айдос Сарым.
Социальные реформы
Особое внимание было уделено социальным реформам, направленным на защиту прав детей. Введен сервис QR-111, позволяющий детям обращаться за помощью, во всех школах внедрены уроки безопасности, а также реализуется новая программа воспитания, ориентированная на формирование ценностных ориентиров с раннего возраста.
"Если раньше в школах в течение года проводилось 174 мероприятия, которые были обязаны организовывать учителя, занимающиеся воспитательной работой, то теперь их количество сокращено до 43. Однако это крупные и наиболее важные направления, которые охватывают ключевые аспекты воспитания", - рассказала уполномоченный по правам ребенка Динара Закиева.