Жизнь после ядерного взрыва и крылатый конь – Казахстанец задает тенденции в искусстве

Молодой казахстанский художник Ильяс Даулбаев, известный как QYZYLZHEBE, сочетает живопись и литературу, превращая тексты казахстанских авторов в графические работы. Его картины вызывают размышления о будущем и культурной идентичности, используя необычные техники и символику.
Жизнь после ядерного взрыва и крылатый конь – Казахстанец задает тенденции в искусстве

Живопись и литература взаимосвязаны, хотя и редко пересекаются напрямую. Можно ли сделать слова основным элементом картины? Да, это возможно. Молодой казахстанский художник Ильяс Даулбаев, по имени QYZYLZHEBE, нашел свой оригинальный подход. Он оформляет тексты казахстанских писателей и поэтов в элегантные графические работы, применяя современный стиль.

Работы QYZYLZHEBE побуждают зрителя задержаться у полотна, стремясь понять замысел автора и смысл каждой детали. Парадокс в том, что ответ можно увидеть прямо на поверхности картины в виде строк стихотворений, передающих основную идею создания.

Мы продолжаем рубрику "Куланши. Учимся читать картины" с поддержкой Forte и обсудим уникальную технику молодого художника.

Какое будущее меня ждет?

На выставке KERISINŞE в Forte Kulanshi Art Space (Астана) представлены несколько картин Даулбаева. Особенно интересна работа "Болашак", состоящая из трех картин, которые отображают авторское восприятие своего будущего. Одна из них изображает размытый "гриб" ядерного взрыва.

"Это зима после ядерного взрыва. В какой-то момент меня стали тревожить мысли о том, что я могу уйти из жизни и оставаться незамеченным. И тогда возникла идея изобразить "гриб" взрыва — чтобы это запомнили. Однако это неэтично. Кроме того, меня беспокоило положение в мире. Этот гриб символизирует страх перед глобальной войной, который, возможно, глубоко сидит в каждом из нас. Здесь мы видим строки из стихотворения Абая, где зима представлена в образе человека", - говорит Ильяс.

Вторая работа показывает гроб в казахском стиле, которые, по словам автора, использовались в 18-19 веках.

"Это образ забвения. Он показался мне красивым, и я выбрал его. Это попытка интерпретации моего будущего. Это не про будущее в общих чертах, а именно о том, что ждет меня", - добавил художник.

Третья работа представляет собой ромб, помещенный внутри квадрата, в центре которого изображена энергетическая субстанция.

"Ромб состоит из стихотворений — он задает настроение, другое изображение выражает мои импульсы. Это наиболее сбалансированный и идеальный вариант моего будущего", - объяснил QYZYLZHEBE.

Стоит отметить, что две картины из трех выполнены в квадратной форме, в то время как середина представлена в круглом виде. Похоже, эта форма была задумана автором, но Ильяс признался, что просто использовал оставшийся круглый холст. На создание всех трех картин у него ушел месяц работы, и во время процесса у него даже пошла кровь — это делает каждую работу частичкой его ДНК. Можно сказать, что картины созданы с жертвами.

Отсутствие перспектив как катализатор

Художник рассказал о начале своего творческого пути. Он признался, что когда-то работал на складе, и туманное будущее его беспокоило, он много размышлял о своей жизни.

"Эта работа о безрезультатном труде — все усилия уходили в никуда. Мои обязанности заключались в пополнении торгового зала, и работа казалась бесконечной рутиной. Я всегда хотел, чтобы моя деятельность имела значение. Меня спасали книги — любовь к чтению привил мне отец, рекомендуя разные произведения. Я читал казахскую литературу бабушке с плохим зрением", - вспоминает QYZYLZHEBE.

Он обучался в школе с углубленным изучением казахской литературы, и его любимыми авторами стали Абдижамил Нурпеисов, Мукагали Макатаев и Аскар Сулейменов, а также другие зарубежные писатели. Однако любовь к отечественным авторам пришла не сразу.

"Со временем мне стало неинтересно читать о крепостных и рыцарях, я захотел узнать о чем-то более близком. Я понял, что отечественные писатели — это лучшие умы нашей страны, пишущие о казахской культуре. Сначала я занимался дизайном, чтобы делиться впечатлениями о книгах в социальных сетях. Я не знал, что это станет искусством, просто хотел писать обзоры", - отметил Ильяс.

Одной из первых работ автора стала картина, отражающая чувства казахского акына Биржана-сала, когда он писал песню "Темиртас". Даулбаев представил человека, привязанного к юрте и его мысли.

"Когда я закрывал глаза, вместо образов возникало множество слов. Работа представлена как большое черное облако слов на белом фоне. Так родился стиль с большим объемом текста — это попытка визуализировать мысли через картины. Честно говоря, я не знаю, делал ли кто-то подобное прежде, но эту идею я не заимствовал", - уточнил QYZYLZHEBE.

Картина-оберег

Работа "Кулагер" изображает крылатого коня с орнаментом по центру. Размеры картины впечатляют — 3 метра в длину и 1 в высоту. Чтобы лучше понять "Кулагер", необходимо смотреть на нее как издалека, чтобы оценить масштаб, так и вблизи, чтобы увидеть строки, которые испещряют холст.

Как рассказал Ильяс, прообразом послужил трагически погибший конь акына Акана Серы, воспетый в его стихах.

"Эта работа символизирует тех, кто несет идеи и стремится к переменам — их могут подавлять из зависти. В центре изображен орнамент "Тумар" — как защита от разрушительного чувства. В целом, Кулагер — это образ людей, борющихся за культуру и идеалы. Такие личности часто несправедливо не принимаются в обществе и подвергаются гонениям за свою свободу мысли. Эта картина — своего рода защита, принимающая на себя все внимание," - отметил художник.

Литературный аналог "Кулагера" — красивый жеребец, который был быстрее и сильнее остальных. Будучи фаворитом в состязаниях, конь был убит завистливыми соперниками.

"Мне интересны отношения между Аканом Серы и его конем. В его произведении "Кулагер" описаны все эмоции, связанные со смертью друга. Конь у казахов традиционно был верным спутником, с которым связывали особые отношения", - подчеркивает Даулбаев.

Техника QYZYLZHEBE и цветовая гамма

На первый взгляд, создание картины с помощью компьютерной программы и последующий перевод на холст может показаться простым процессом. Однако это довольно трудоемкая работа.

Сначала автор рисует свои картины на компьютере, затем выводит их на специальную бумагу и с помощью пресса переносит на уже подготовленный холст.

Чтобы проиллюстрировать механизм, Ильяс привел аналогию из детства.

"Помните фантики от жвачек — вы мочили их и накладывали на руку, чтобы "перевести" изображение на кожу. Здесь процесс схожий, но нужно перенести полотно размером три метра на метр. Например, над картиной "Кулагер" я работал полгода. У меня есть четыре версии этой работы, здесь представлена, на мой взгляд, лучшая. В предыдущих вариантах я не был доволен цветами или потертостями", - рассказывает он.

Большинство представленных на выставке KERISINŞE картин выполнены в серо-белых тонах, что позволяет предположить, что это его предпочтительные цвета.

"У меня нет любимого цвета — мне нравятся все оттенки. В детстве мне нравились черный и желтый, потому что у отца был мотоцикл в этих цветах. Позже я понял, что все цвета прекрасны. Возможно, когда-нибудь я буду создавать картины и в розовом цвете", - заключил Ильяс.

Фото: Роман Павлов

Поделиться: