Жизнь после ядерного взрыва и крылатый конь – казахстанец задает тренды в искусстве

Молодой казахстанский художник Ильяс Даулбаев, известный как QYZYLZHEBE, создает уникальные картины, используя тексты казахстанских писателей. Его работы на выставке KERISINŞE отражают личные переживания и размышления об будущем, совмещая литературу и живопись в современном стиле.
Жизнь после ядерного взрыва и крылатый конь – казахстанец задает тренды в искусстве

Живопись и литература имеют глубинную связь, даже если их пересечение бывает редким. Однако возможно ли сделать текст основным элементом картины? Казахстанский художник Ильяс Даулбаев, известный как QYZYLZHEBE, нашел это решение. Он создает графические работы на основе текстов казахстанских авторов, исполняя их в современном стиле.

Работы QYZYLZHEBE заставляют зрителей остановиться перед полотном, стремясь понять замысел и значение каждой детали. Парадоксальная истина заключается в том, что ответы лежат на самом полотне в виде стихов, которые отражают основную идею произведения.

Мы продолжаем серию "Куланши. Учимся читать картины" при поддержке Forte, где обсудим необычные приемы молодого художника.

"Болашак" - какое будущее меня ждет?

На выставке KERISINŞE в Forte Kulanshi Art Space (Астана) представлено несколько работ Даулбаева. Внимание привлекла картина "Болашак", состоящая из трех частей, каждая из которых отражает авторское видение будущего. Одна из них изображает размытый "гриб" ядерного взрыва.

"Это зимний пейзаж после ядерного взрыва. В какой-то момент у меня возникли мысли о том, что могу остаться незамеченным, если уйду из жизни. И тогда я решил изобразить "гриб" взрыва как символ, чтобы сохранить это в памяти людей. Этот образ также отражает мои опасения о геополитической ситуации в мире. Гриб символизирует страх перед глобальной войной, который наверняка присутствует в каждом из нас. В этом контексте звучат строки из стихотворения Абая, где зима представлена в образе человека", - делится Ильяс.

Вторая работа изображает гроб, специфический для казахской культуры, который использовался в 18-19 веках.

"Это вариант, где я буду забыт. Он кажется мне красивым, и я выбрал именно его. Это отчасти попытка интерпретации моего будущего. Здесь изображено то, что ждет именно меня", - отметил он.

Третья работа представляет собой ромб, помещенный внутри квадрата, с изображением энергетической субстанции в центре ромба.

"Ромб заключается в стихотворениях – он создает настроение, другое изображение символизирует мои импульсивные порывы. Это наиболее сбалансированный, идеальный вариант моего будущего", - объяснил QYZYLZHEBE.

Следует отметить, что две картины из трех выполнены в квадратной форме, а одна – в круглой. Ильяс признал, что использовал круглый холст, который у него остался. На создание всех трех работ у него ушел месяц. В процессе работы у художника случилось кровотечение, поэтому в картинах, помимо красок, тоже можно увидеть частицу его самого. Следовательно, фраза о том, что картины созданы с большим усилием, будет уместной.

Отсутствие перспектив как катализатор

Художник поделился, как он пришел к своему творчеству. В определенный момент он работал на складе, что вызывало у Ильяса тревогу о будущем.

"Эта работа символизировала "сизифов труд" – весь труд казался напрасным. Я заносил товары на склад, и это стало рутиной. Мне хотелось, чтобы моя работа имела значение. Я всегда стремился к созиданию. Меня спасали книги — любовь к чтению привил мне отец, рекомендуя различные произведения. Бабушка плохо видела, поэтому я читал ей казахскую литературу", - рассказывает QYZYLZHEBE.

Кроме того, он учился в школе с акцентом на казахскую литературу и стал поклонником таких авторов, как Абдижамил Нурпеисов, Мукагали Макатаев и Аскар Сулейменов, а также многих зарубежных писателей. Его любовь к отечественной литературе развивалась постепенно.

"Мне стало скучно читать о крепостных и рыцарях, и я захотел познакомиться с чем-то родным. Я понял, что наши писатели – это лучшие умы, пишущие о казахской ментальности. Изначально я занимался дизайном, чтобы делиться впечатлениями о прочитанных книгах в социальных сетях. Я тогда не догадывался, что это станет искусством", - пояснил Ильяс.

Одна из первых работ автора посвящена чувствам известного казахского акына Биржана-сала во время написания песни "Темиртас". Даулбаев представил себе человека, привязанного к юрте, и его мысли.

"Когда я закрывал глаза, у меня появлялось множество слов вместо образов. Работа выглядит как черное облако из слов на белом фоне. Так возник мой стиль с большим количеством текста. Это моя попытка интерпретировать мысли, придав им визуальную форму. Честно говоря, я не знаю, был ли такой подход ранее, но я не заимствовал эту идею", - уточнил QYZYLZHEBE.

Картина-оберег

Произведение "Кулагер" изображает крылатого коня с орнаментом в центре. Работа впечатляет своими размерами – 3 метра в длину и 1 в высоту. Как и другие полотна QYZYLZHEBE, глубинное понимание картины "Кулагер" требует анализа как с расстояния, чтобы оценить масштаб, так и вблизи, чтобы рассмотреть текст.

Как выяснилось, прообразом стал tragически погибший конь великого акына Акана Серы, воспетый в его стихах.

"Эта картина символизирует носителей идей, тех, кто стремится к переменам — их могут уничтожить или подавить из зависти и непонимания. В центре изображён орнамент “Тумар” — как защита от разрушающего чувства. В целом, Кулагер — это образ творческих умов, борющихся за культуру и память. Такие люди часто не принимаются обществом и нередко подвергаются гонениям из страха перед выразительными мыслями. Вся картина воплощает собой защиту, которая принимает на себя все негативные эмоции", - отметил художник.

Литературным аналогом "Кулагера" является красивый жеребец, который был быстрее и сильнее остальных. Будучи фаворитом скачек, он стал жертвой завистников.

"Меня впечатляют отношения между Аканом Серы и его конем. У него есть произведение "Кулагер", где отражены все эмоции, связанные со смертью его друга. На протяжении веков конь имел огромное значение для казахов, так как это был близкий товарищ", - подчеркнул Даулбаев.

Техника QYZYLZHEBE и цветовая гамма

Создание картины путем использования компьютерной программы и ее последующий перенос на холст может показаться простым. Однако это трудоемкий процесс.

Сначала автор разрабатывает свои работы на компьютере, затем печатает их на специальной бумаге и с помощью пресса переносит на подготовленный холст.

Чтобы проиллюстрировать процесс, Ильяс приводит пример из детства.

"Вспомните, как мы накладывали фантики от жвачек на кожу – правильным образом мочили, чтобы перевести изображение. Здесь аналогичный процесс, но мне нужно было "втереть" холст размером три метра на метр. Например, на картину "Кулагер" я потратил полгода. У меня было четыре варианта, и в итоге выставлен самый удачный. В других вариантах что-то не нравилось, либо цвет, либо нежелательные потертости", - рассказывает он.

Большинство картин на выставке KERISINŞE выполнены в серо-белых тонах, что позволяет предположить, что это предпочтительные цвета автора.

"У меня нет единого любимого цвета – мне нравятся все оттенки. В детстве мне привлекали черный и желтый, поскольку у отца был мотоцикл именно этих цветов. При изучении дизайна я осознал, что все цвета прекрасны. Возможно, в будущем я создам картины в розовом цвете", - заключил Ильяс.

Фото: Роман Павлов

Поделиться: