Частные школы могут оказаться без государственной поддержки, что происходит и как это повлияет на казахстанцев

Министерство просвещения Казахстана решило сократить финансирование частных школ, что вызвало опасения у родителей о повышении платы за обучение и переполнении государственных школ. Однако в министерстве заверили, что нововведение затронет лишь 13,5% частных учреждений.
Частные школы могут оказаться без государственной поддержки, что происходит и как это повлияет на казахстанцев

В обществе начались обсуждения по поводу решения Министерства просвещения о сокращении финансирования частных школ. Корреспондент исследует причины этой меры и возможные последствия для образовательной системы страны.

Что может измениться в стране

С момента введения механизма распределения государственного образовательного заказа в частных учебных заведениях в 2019 году в стране было открыто около 800 частных школ, что добавило более 300 тысяч ученических мест. На реализацию данного механизма государство выделило 465,3 миллиарда тенге из республиканского бюджета.

Министерство решило сократить количество школ, которые будут получать государственное финансирование, и это нововведение планируется ввести с 1 января 2026 года.

"Для частных школ, которые рассчитывают на государственный заказ, установлен годовой взнос от родителей, не превышающий 1200 МРП (более 4,5 миллиона тенге). В настоящее время проводится работа по пересмотру предельных сумм родительской платы. Предлагается, что она не должна превышать 1 миллион тенге в регионах и 2,5 миллиона тенге в крупных городах. Это касается только тех школ, которые претендуют на получение государственного заказа. Это мера социальной справедливости. Государственная поддержка должна направляться туда, где она действительно расширяет доступ", - объяснили свои планы в министерстве.

Таким образом, государство будет продолжать финансировать частные школы на том же уровне, но количество получателей уменьшится. Если в крупных городах родители платят частной школе больше 2,5 миллиона тенге в год, такая школа не будет нуждаться в государственной поддержке, и средства будут перенаправлены в те учреждения, которые принимают меньшие суммы от родителей.

В 2024 году государственные расходы на обучение детей в частных школах составят 134 миллиарда тенге. В среднем на одного ребенка из госбюджета выделяется 695 тысяч тенге.

Чего опасаются граждане

Новости о планах Минпросвещения снизить государственную поддержку частных школ вызвали большое количество опасений.

Родители, которые платят больше установленной суммы, опасаются, что частные школы увеличат стоимость обучения, что сделает ее недоступной. Это может заставить некоторых казахстанцев перевести своих детей в государственные школы.

Родители, чьи дети учатся в государственных школах, переживают, что это негативно скажется на государственных учебных заведениях, так как они уже переполнены. Ситуация может привести к открытию третьих и четвертых смен, что снизит общие стандарты образования.

Руководство частных школ заявляет о том, что предложенные изменения Минпросвещения создадут худшие условия для работы частных учреждений, что может привести к массовым закрытиям и уменьшению доступности качественного образования.

Что говорят в Министерстве просвещения

В Минпросвещения уверяют, что большинство опасений не обоснованы.

"В Казахстане 744 частные школы получают государственный заказ. Менее 100 из них потребуется пересмотреть размер родительской платы, чтобы соответствовать новым требованиям. При этом всего в стране насчитывается 8155 школ", - уточнили в пресс-службе ведомства.

Таким образом, новое правило затронет лишь 13,5 процентов частных школ.

"Важно отметить, что речь не идет о прекращении государственной поддержки частных школ. Мы переходим к более сбалансированной, обоснованной и справедливой модели финансирования. Новая модель направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств, улучшение социальной справедливости и выравнивание доступа к образованию", - добавили в министерстве.

Следует отметить, что окончательное решение по этому вопросу еще не принято.

В министерстве сообщают, что ведется работа по обсуждению с участниками процесса и анализу предложений регионов, родителей и специалистов.

"Рассматривается возможность внедрения дифференцированного подхода — с учетом уровня образовательных услуг, местных и социальных характеристик. Это обеспечит более гибкий и справедливый механизм", - заключили в ведомстве.

Поделиться: