Что нужно ИП для реализации табачных изделий?

Торговля акцизными товарами, включая табачные изделия, представляет собой одну из доходных ниш. Поэтому малые ИП, особенно те, кто уже участвует в розничной торговле, часто думают о возможности расширения своего ассортимента, добавив в него сигареты. Какие моменты следует учесть, планируя начать их продажу? Нужна ли лицензия для этого? Появятся ли дополнительные отчеты? Давайте разберемся в этом вопросе.
Требуется ли лицензия для розничной продажи сигарет?
Продажа табачных изделий в Казахстане регулируется несколькими законами. Таким образом, индивидуальные предприниматели, желающие заняться розничной торговлей сигаретами, должны соблюдать положения следующих нормативных актов:
- закон №439 от 12.06.2003 г. «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий»;
- закон №202-V от 16.05.2014 г. «О разрешениях и уведомлениях»;
- закон №345 от 08.08.2002 г. «О правах ребенка в Республике Казахстан»;
- Кодекс «О здоровье народа»;
- Налоговый кодекс Республики Казахстан.
Как указано в пункте 16 статьи 28 закона «О разрешениях и уведомлениях», лицензирование требуется только для производителей табачной продукции. Если ИП планирует заниматься лишь розничной продажей сигарет, то лицензия не нужна.
Согласно пункту 5 статьи 88 Налогового кодекса, лица, занимающиеся производством и оптовой реализацией табачных изделий, обязаны зарегистрироваться в налоговых органах как налогоплательщики, осуществляющие определенные виды деятельности. В случае, если речь идет только о розничной продаже, такой регистрации не требуется.
Таким образом, перед началом торговли табачными изделиями, предпринимателю не нужно предпринимать никаких специальных действий.
Ограничения на продажу табачных изделий.
Хотя для розничных продавцов табачной продукции нет необходимости в получении лицензии, они все равно обязаны соблюдать ряд ограничений, связанных с продажей сигарет, так как эти изделия представляют опасность для здоровья потребителей.
В соответствии со статьей 37 закона «О правах ребенка...» продажа табачной продукции запрещена:
- в торговых точках, которые реализуют товары для детей;
- в культурных учреждениях;
- во время мероприятий, проводимых для детей.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 110 Кодекса «О здоровье народа» продажа табачных изделий запрещена:
- лицам младше 21 года;
- лицами (продавцами), не достигшими 18 лет;
- из открытых пачек или поштучно;
- через торговые автоматы или другие механические устройства;
- в помещениях и на территориях организаций, занимающихся здравоохранением, образованием, физкультурой, спортом, а также на стадионах;
- без идентификационного знака на упаковке;
- если упаковка содержит менее 20 сигарет;
- в наборах с другими товарами;
- из мест самообслуживания;
- в магазинах, реализующих детские товары;
- с открытой выставкой и демонстрацией табачной продукции;
- в зданиях и на территориях вокзалов, аэропортов, портов и станций метрополитена, а также в гостиницах.
Полка для табачных изделий, установленная в торговом помещении ИП, должна быть закрыта, и товар на ней не должен быть виден покупателям. Информация о ассортименте представлена в виде перечня. Требования к этому перечню (пункт 2 статьи 110 Кодекса):
- размер - 40*30 см;
- буквы черного цвета на белом фоне;
- одинаковый размер букв;
- перечень должен быть составлен в алфавитном порядке с указанием цен;
- отсутствие графических изображений и рисунков.
Также на видном месте должна быть размещена информация «Продажа табачных изделий лицам младше 21 года запрещена», а также предупреждение о вреде курения, разрешенное Министерством здравоохранения (пункт 3 статьи 110 Кодекса).
Требования налоговых органов к ритейлерам сигарет.
Кроме требований Кодекса «О здоровье народа», ритейлеры сигарет также должны учитывать положения Налогового кодекса.
При обороте табачных изделий необходимо оформлять сопроводительные накладные на товары (СНТ). Запрещено перемещение табачных изделий без СНТ или с нарушениями в их оформлении.
С момента начала розничной торговли маркированными табачными изделиями участники этого оборота обязаны:
- зарегистрироваться в информационной системе ЭСФ и подтверждать СНТ, полученные от поставщиков;
- зарегистрироваться в информационной системе маркировки (ИС МПТ) и подтверждать накладные от поставщиков;
- в течение 21 дня с момента регистрации в ИС МПТ обеспечить наличие сканера для считывания штрих-кодов и готовность для взаимодействия с ИС МПТ;
- вносить в ИС МПТ данные о выводе табачных изделий из оборота (либо с помощью сканирования штрих-кодов каждой проданной пачки, либо подавая уведомление о выводе из оборота).
Если ИП ранее занимался продажей других товаров и его ОКЭД подходит, то для реализации сигарет дополнительные ОКЭД добавлять не нужно. В противном случае, если ИП переходит с другой деятельности на розничную реализацию табачных изделий, ему необходимо будет дополнительно зарегистрировать соответствующий ОКЭД.
Узнайте, как изменить или добавить ОКЭД.
Не требуется никаких дополнительных форм налоговой отчетности в связи с продажей сигарет. В случае использования упрощенной системы налогообложения необходимо подавать всего лишь ф.910.00.
Каковы последствия нарушения требований по продаже табачных изделий?
Если индивидуальный предприниматель будет игнорировать установленные правила продажи табачной продукции, ему грозит административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Например, за нарушение запрета на рекламу сигарет (открытое размещение продукции, дополнительные рекламные надписи и так далее) нарушителю может быть назначен штраф в соответствии со статьей 455 КоАП. В соответствии с пунктом 1 статьи 455 штрафы составляют:
- для физических лиц - 60 МРП;
- для должностных лиц - 80 МРП;
- для субъектов малого предпринимательства - 120 МРП;
- для субъектов среднего предпринимательства - 170 МРП;
- для субъектов крупного бизнеса - 450 МРП.
Продажа сигарет несовершеннолетним подпадает под действие статьи 133 КоАП. Штрафы по пункту 1 статьи 133 составляют:
- для физических лиц - 15 МРП;
- для субъектов малого предпринимательства - 25 МРП;
- для субъектов среднего бизнеса - 40 МРП;
- для субъектов крупного бизнеса - 100 МРП.
Протоколы по статье 133 составляют сотрудники полиции, а дела рассматривают специализированные административные суды по месту совершения правонарушения.
Таким образом, предоставляя ассортимент табачных изделий, ИП должен быть готов к соблюдению множества требований и появлению дополнительных обязанностей. Кроме того, потребуется закупить сканер для считывания штрих-кодов DataMatrix для учета каждой проданной пачки.
-
В Саудовской Аравии задержали объявленного в международный розыск казахстанца23-04-2025, 21:35 4
-
В Саудовской Аравии задержали объявленного в международный розыск казахстанца23-04-2025, 21:32 3
-
Миссия “вернуть молодежь”: в Алматы библиотекари устроят хакатон23-04-2025, 14:29 3
-
В Алматы установили брендированные остановки в честь юбилея Salam Bro16-04-2025, 07:10 33
-
7-летняя девочка погибла в страшном ДТП в Алматы: задержан водитель фуры3-04-2025, 10:23 26
-
Страшное ДТП в Алматы: 7-летняя девочка погибла под колесами фуры2-04-2025, 14:15 23
-
Шестиэтажное административное здание горит в Алматы2-04-2025, 04:04 16