Переплата по ОПВ: вернуть или можно оставить в счет будущих платежей?

28-02-2025, 01:14 Бизнес 0 admin
Переплата по ОПВ: вернуть или можно оставить в счет будущих платежей?

Случается, что при оплате ОПВ (особенно при использовании мобильных банковских приложений) может быть введена некорректная сумма, превышающая необходимую. В такой ситуации возникает вопрос: стоит ли оставить эту сумму на счете и не производить платёж в следующем месяце или же следует оформить возврат переплаты?

Обратимся к законодательным актам: это Правила и сроки расчета, удержания и перечисления ОПВ, ОППВ в ЕНПФ, утвержденные Постановлением Правительства РК №1116 от 18.10.2013 г.

Согласно пунктам 19-23 указанных правил, если налоговый агент обнаруживает ошибку или получает от вкладчика (получателя) письменное заявление о выявленных неточностях, он обязан исправить их путем корректировки последующих перечислений ОПВ.

Это значит, что если работник, за которого была произведена переплата, продолжает трудиться, и в будущем необходимо будет перечислять пенсионные отчисления, переплату можно оставить на счете. В следующие месяцы, в случае необходимости, ОПВ либо не перечисляются, либо недостающая сумма доплачивается.

Однако если переплата была сделана за работника, которому в будущем ОПВ не планируется уплачивать, то возврат суммы нужно осуществить путем подачи заявления в ГК «Правительство для граждан» о возврате ошибочно перечисленных ОПВ по шаблону, указанному в приложении 5 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РК №1116 от 18.10.2013 г.

Заявление можно подать как в Центре обслуживания населения (ЦОН), так и через онлайн-портал Egov.kz.

Для того чтобы подать заявление через портал, необходимо:

  • авторизоваться на портале;
  • перейти по секциям «Главная», «Гражданам», «Социальное обеспечение», «Пенсионное обеспечение»;
  • выбрать услугу «Возврат ошибочно зачисленных сумм ОПВ или пени».

После этого необходимо нажать «Заказать услугу онлайн».

Заявление о возврате подается в личном кабинете работодателя, но его нужно согласовать с работником, который должен подтвердить свое согласие на списание сумм, ошибочно зачисленных на его индивидуальный пенсионный счет. Согласие работник предоставляет в своем личном кабинете на портале Egov.kz. Без этого этапа запрос на возврат не будет обработан.

В заявлении на возврат ошибочно зачисленных сумм ОПВ работодатель (агент) указывает:

  • наименование и реквизиты агента (БИН/ИИН);
  • реквизиты платежных документов с ошибками (номер, дата и сумма);
  • данные вкладчика (получателя), с индивидуального пенсионного счета которого будет осуществляться возврат;
  • сумма, подлежащая возврату.

Срок рассмотрения заявления в ГК «Правительство для граждан» при личном обращении (через ЦОН) составляет 15 рабочих дней, а при обращении через портал — 12 рабочих дней.

Важно помнить, что в случае ошибок при перечислении ОПВ, работодатель должен внимательно следить за состоянием пенсионных счетов своих работников, чтобы избежать дальнейших проблем. Регулярная сверка расчетов с индивидуальными пенсионными счетами может существенно облегчить процесс и предотвратить переплаты.

Таким образом, работодатель вправе самостоятельно решить, как поступить с суммой переплаты по ОПВ: оставить на будущие платежи или вернуть. Также стоит учитывать, что правила могут изменяться, и для получения актуальной информации рекомендуется периодически проверять обновления на официальных сайтах государственных органов.

Поделиться: