Проверочный лист за соблюдением Закона «О защите прав потребителей» изменен

16-03-2025, 00:38 Бизнес 0 admin
Проверочный лист за соблюдением Закона «О защите прав потребителей» изменен

Внесены коррективы в перечень требований по соблюдению законодательства Республики Казахстан в области защиты прав потребителей.

С 24 июня 2024 года при проверках, проводимых комитетом по защите прав потребителей, будут учитывать следующие аспекты:

• возможность обмена или возврата товара, который был продан с истекшим сроком годности, а также небезопасных и (или) некачественных товаров, выпущенных с нарушениями прав интеллектуальной собственности, независимо от состояния, сохранности внешнего вида, потребительских характеристик и наличия пломб или ярлыков в течение тридцати календарных дней с момента покупки, с обязательным возвратом денежных средств потребителю;
• предоставление информации о товаре на казахском и русском языках;
• соответствие реализуемого товара его образцу и (или) описанию, включая дистанционные продажи;
• исправление недостатков оказанной услуги или выполненной работы в течение десяти календарных дней с момента подачи соответствующего требования, если иное не установлено договором;
• наличие в договоре условий, которые могут нарушать или ограничивать права потребителя, в том числе:
1) освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца (исполнителя, производителя) в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя;
2) исключение или ограничение прав потребителя в случае частичного или полного невыполнения обязательств продавцом (исполнителем, производителем);
3) возложение на потребителя обязанностей по навязанным дополнительно товарам (работам, услугам);
4) установление штрафов для потребителя в случае невыполнения им договорных обязательств, превышающих тридцать процентов стоимости товара, услуги или работы, кроме случаев, касающихся туристических услуг и покупок авиабилетов по невозвратным тарифам;
5) цена на товары (работы, услуги), установленная в момент оплаты через банковские карты, не должна превышать цену, по которой они реализуются за наличные;
6) предоставление продавцу (исполнителю, производителю) права в любом порядке изменять или расторгать договор;
7) право продавца (исполнителя, производителя) не возвращать уплаченную сумму за товар (услуги, работы), если договор расторгнут;
8) возможность для продавца (исполнителя, производителя) увеличивать цену без предоставления потребителю права на расторжение договора;
9) определение соответствия товара условиям договора и толкование договора остается за продавцом (исполнителем, производителем);
10) ограничение ответственности продавца (исполнителя, производителя) по обязательствам, принятым его представителями;
11) обязанность потребителя выполнять все свои обязательства, если продавец (исполнитель, производитель) не выполнит свои;
12) право продавца (исполнителя, производителя) передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан о смене сторон в обязательствах.

Стоит отметить, что контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в Казахстане осуществляется уполномоченными органами или их территориальными подразделениями в следующих формах:

• внеплановые проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

• профилактический контроль без посещения проверяемых объектов в рамках действующего законодательства.

Профилактический контроль без физического посещения субъектов (объектов) осуществляется с целью восстановления прав и законных интересов потребителей, а также компенсации причиненного вреда.
Субъектами данного контроля являются продавцы, изготовители и исполнители.

Важным аспектом защиты прав потребителей является возможность подачи жалоб и обращений в уполномоченные органы. Потребители имеют право обратиться в комитет по защите прав потребителей или его территориальные подразделения с жалобами на нарушение своих прав. Такие обращения могут быть поданы как в письменной, так и в электронной форме. Кроме того, предусмотрены механизмы медиации и альтернативного урегулирования споров, которые могут помочь в разрешении конфликтов между потребителями и продавцами без обращения в суд.

Также, следует отметить, что потребители имеют право на обучение и информирование о своих правах. Уполняя роль информаторов, органы защиты прав потребителей проводят разного рода информационные кампании, семинары и консультации, направленные на повышение правовой грамотности граждан в области защиты своих интересов.

Наконец, регулярные обновления законодательства о защите прав потребителей способствуют улучшению среды потребления и повышению доверия со стороны потребителей к продавцам и услугам. Это создает более безопасные и прозрачные условия для всех участников рынка.

Поделиться: