Смерть Нурай Серикбай в Шымкенте вызвала широкий резонанс. Брат погибшей, Султан Серикбай, в интервью рассказал о неоднократных обращениях в полицию и о том, что семья настаивает на пожизненном лишении свободы для обвиняемого.
Хроника трагедии
Трагический инцидент произошел 11 января. На записях с камер видеонаблюдения видно, как мужчина преследует девушку, которая пытается убежать и сопротивляется, после чего он наносит ей ножевые ранения и скрывается с места происшествия. Подозреваемый, 28-летний житель региона, был задержан 13 января в 10 километрах от города.
Позже выяснилось, что нападение не было внезапным: по словам родных, ему предшествовали месяцы преследования и эпизод с похищением невесты. Семья неоднократно пыталась добиться реакции от полиции, однако их заявления не принимали.
На ситуацию отреагировал Президент Касым-Жомарт Токаев, поручив 20 января на заседании Национального курултая оценить действия полиции. В тот же день стало известно об увольнении главы полиции Шымкента Нурлана Алмасбекова, а в отношении сотрудников, которые не зарегистрировали дело о принуждении к браку, начато уголовное производство по факту халатности.
Как семья узнала о трагедии
Султан Серикбай вспоминает, что вечером 11 января Нурай была дома с родными и собиралась ненадолго выйти на улицу:
"Меня тогда не было дома: я пошёл в баню. Через 30 минут что-то подсказало мне проверить телефон, и я увидел пропущенный звонок от мамы. Когда я перезвонил, она была в шоковом состоянии и сказала, что с Нурай что-то случилось. Когда я приехал, вокруг было около 50 полицейских и десятки машин, оцепивших район. Я подумал, что в районе мог случиться пожар, и никак не мог представить, что в нашей семье произойдёт такая трагедия", – вспоминает Султан.
Кадры из видео
Брат погибшей уверен: подозреваемый выжидал момент, когда он выйдет из дома:
"Я вышел в баню за полчаса до трагедии, и, скорее всего, он это видел. Лучше бы он пришёл за мной, чем за Нурай", – говорит Султан.
Знакомство с Нурай
По словам брата, всё началось летом 2025 года на свадьбе. Молодой человек заметил Нурай и начал навязчиво за ней ухаживать.
Султан рассказал, что мужчина узнал её номер телефона и не оставлял в покое: отправлял цветы, писал сообщения, звонил и следил за ней. Нурай была воспитанной и тактичной, пыталась вежливо отказать, но мужчина продолжал преследовать её:
"Нас в семье трое: старший брат, я и Нурай. Она рассказала нам об его ухаживаниях, чтобы попросить совета. Я поспрашивал у друзей, кто он такой. Моя интуиция сразу сказала: перспектив здесь нет. Нурай была ангелом, очень тактичной, а он воспользовался этим. Это была навязчивость с его стороны. Ей было неудобно, она не хотела этого общения", – рассказал Султан.
Фото предоставил брат девушки Султан Серикбай
Похищение Нурай и бездействие полиции
В октябре 2025 года подозреваемый перешёл к радикальным действиям: он обманом усадил Нурай в машину и увёз из Алматы в Шымкент. В доме его ждали родственники, готовые "праздновать свадьбу".
"Он забрал её телефон, посадил в машину и вывез из Алматы в Шымкент. Нурай была в домашней одежде и вышла к нему лишь для того, чтобы сказать: 'Больше не ходите за мной, прекратите за мной следить'. Она всегда уважала старших, а ему было 28 лет. Он воспользовался этим и похитил её", – вспоминает Султан.
По приезде в Шымкент их встретили около 20 родных мужчины, но согласия Нурай никто не спрашивал.
"Когда я приехал с братом забирать сестру, я спросил её: 'Ты этого хочешь?' Она ответила: 'Нет, Султан, я тебя ждала'. Когда мы пытались выйти с ней на улицу, родственники парня силой разъединяли наши руки и выгнали нас с братом на улицу. Мы вызвали полицию, и только через 15 минут, когда они приехали, нас впустили в дом", – рассказал он.
Нурай с братом Султаном / Фото предоставил брат девушки Султан Серикбай
Семья сразу обратилась в полицию и написала заявление, но столкнулась с равнодушием:
"Три наших заявления так и не приняли. В первый раз, когда Нурай пыталась подать заявление о похищении, на неё оказывали психологическое давление. Я считаю, что в этом РУВД хорошо знали и подозреваемого, и его отца. Затем мы обратились в прокуратуру с заявлением о похищении, сталкинге и халатном отношении со стороны сотрудников полиции, однако и его не приняли. Позже мы снова звонили в 102, когда его машина часами стояла у нашего дома в Шымкенте. В ответ мне сказали: 'Откуда вы знаете, что это его машина? Он тоже может на вас заявить'. В таком случае куда нам следовало обращаться, если закон и правоохранительные органы отнеслись к этому делу несерьёзно?" – говорит брат девушки.
Султан также пытался достучаться до совести родственников преследователя. Он встречался с отцом подозреваемого, который обещал не подпускать сына к Нурай, но не сдержал слово.
Надежда на спокойствие
После похищения Нурай две недели находилась в Шымкенте с родными, а затем вместе с Султаном уехала в Алматы для сдачи экзаменов. Султан постоянно был рядом с сестрой: провожал её в университет, забирал с занятий. Через две недели ему пришлось вернуться в Шымкент по работе.
К концу ноября преследования, казалось, прекратились. Нурай и её родные вернулись к привычной жизни, надеясь, что кошмар остался позади.
"Нам казалось, что он успокоился. Примерно месяц-полтора до трагедии всё было тихо: он не писал сообщений и не совершал никаких действий. Мы надеялись, что он наконец отстал от неё. Нурай тоже не ожидала беды. Если смотреть камеры наблюдения, она была спокойной в день трагедии", – рассказывает Султан.
Нурай с братом Султаном / Фото предоставил брат девушки Султан Серикбай
Требования семьи
В СМИ появлялась разная информация о количестве ножевых ранений, нанесённых девушке: цифры варьировались от 7 до 11. Однако Султан, который видел сестру на опознании, говорит, что ран было гораздо больше:
"Точные данные назвать не могу, сейчас идёт экспертиза. Их намного больше, чем можно себе представить. Я не понимаю, как кто-то может так наброситься с ножом на девушку", – сказал он.
Фото предоставил брат девушки Султан Серикбай
Следствие ведётся по части 1 статьи 99 "Убийство", но семья требует переквалификации дела на пункт 5 части 2 статьи 99 – "Убийство, совершённое с особой жестокостью". Санкция статьи предусматривает от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы.
"Мы также будем ходатайствовать о добавлении статей о сталкинге и принуждении к вступлению в брак. Мы добиваемся пожизненного лишения свободы и требуем, чтобы суд транслировали в прямом эфире", – говорит брат девушки.
Личное горе и общественная ответственность
Султан рассказал, что получает сотни сообщений с обвинениями:
"Мне приходит много гневных сообщений о том, что я не смог защитить сестру. Вина на мне, я это полностью признаю и сам это знаю. Наша семья потеряла самое дорогое. Но сейчас не время для грусти и слёз. Теперь я хочу, чтобы у казахстанцев была хотя бы надежда на справедливость. Это самое малое, что я могу сделать для Нурай. Прости меня", – резюмировал он.
Нурай с братом Султаном / Фото предоставил брат девушки Султан Серикбай
Брат отметил, что Нурай окончила школу с "Алтын белгі", играла на гитаре и домбре, училась на дизайнера одежды в КазГАСА. С ранних лет Нурай мечтала стать модельером, продолжить обучение в Европе и открыть собственное ателье. По его словам, она была очень талантливой, прекрасно рисовала, и её картины украшают дом.
Нурай больше нет. Брат признаётся, что ему её очень не хватает, а память о ней навсегда останется в семье.