Автомобильная промышленность Казахстана: новые горизонты
В октябре 2025 года в Костанае было запущено новое производство автомобилей, а в ноябре в Алматы открылся первый в Центральной Азии мультибрендовый завод полного цикла. Это событие подчеркивает активное развитие казахстанской автопромышленности.
Корреспондент побывал на нескольких заводах в индустриальной зоне Алматы, чтобы разобраться в структуре и особенностях местного автопрома.
Парковка недалеко от одного из заводов казахстанского автопрома заполнена сотнями собранных автомобилей Hyundai, ожидающих отправки в дистрибьюторские центры. Это наводит на размышления о возможном избытке автомобилей для местного рынка.
Завод Hyundai Trans Kazakhstan
На заводе Hyundai Trans Kazakhstan, где работают около 1 700 человек, производят легковые автомобили. Завод способен выпускать до 50 тысяч автомобилей в год, и за 10 месяцев 2025 года было произведено 43 665 автомобилей.
Заместитель директора по производству Ербол Касымканов отметил, что завод был построен в сложное время, в разгар пандемии, и полноценный запуск состоялся 23 октября 2020 года. В 2025 году на заводе была проведена модернизация, в результате которой часть процессов была роботизирована.
"На начальном этапе завод производил три автомобиля в час. Теперь мы увеличили производство до шести автомобилей в час", — объясняет Ербол Касымканов.
На заводе работают 17 роботов, из которых пять выполняют сварочные работы на сложных участках, таких как дверные проемы. В цехе окраски трудятся шесть роботов, а в цехе сборки — четыре. После внедрения роботизации количество рабочих мест увеличилось на 500 человек.
Модельная линейка завода включает Hyundai Tucson, Mufasa, Sonata, Elantra, Santa Fe, Palisade, Staria, Custin и четыре модели Genesis. С момента открытия в 2020 году было выпущено 209 437 автомобилей.
Производство автокомпонентов
В Казахстане также производят автокомпоненты. Завод Almaty Autoparts Production занимается производством автомобильных сидений. В декабре 2024 года предприятие выпустило пилотную партию пеноформ для сидений, получив одобрение Hyundai Motor Company.
Производство стартовало в марте 2025 года, и сейчас завод выпускает сиденья для моделей Hyundai Tucson и Santa Fe. В будущем планируется запуск пошива чехлов из поставляемого сырья.
Технопарк автокомпонентов также включает завод по производству мультимедийных систем. В 2026 году количество сотрудников на заводе увеличится с 150 до 350.
Мультибрендовый завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan
Новый мультибрендовый завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ) начал свою работу в сентябре 2025 года. Здесь производится продукция трех китайских брендов: Chery, GWM (Haval, Tank) и Changan.
На заводе работает 2 500 человек, а в две смены могут трудиться до 3 600. Производственная мощность составляет 120 тысяч автомобилей в год. В процессе производства задействовано 54 робота, что превышает количество на других заводах.
В цехе сварки установлено 17 роботов, а в цехе окраски — 34. Также предусмотрены офисные помещения и рекреационные зоны для сотрудников.
Перспективы и локализация
На пресс-конференции генеральный директор КМК Astana Motors Бекнур Несипбаев отметил, что завод построен с запасом, чтобы соответствовать требованиям по локализации. 60% продукции планируется экспортировать, в первую очередь в страны ЕАЭС, такие как Кыргызстан, Беларусь и Армения.
"Наша цель — развивать локализацию. Мы видим, что Министерство промышленности и строительства ежегодно повышает требования к автопроизводителям", — заявил Несипбаев.
Несипбаев также отметил, что Казахстан рассматривает возможность экспорта автомобилей в Европу, однако для этого необходимо увеличить долю локализации до 51%. В настоящее время казахстанские заводы не могут позволить себе штамповку крупных кузовных деталей, но рассматривают возможность штамповки небольших деталей.
В планах также установка аккумуляторов "Кайнар" и использование шин Attar, произведенных в Казахстане.