С момента введения Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК) в Казахстане в 2021 году, судебная система страны столкнулась с рядом проблем, касающихся подачи административных исков. Судьи специализированного межрайонного административного суда Астаны, Айбек Амангелдин и Рита Оразымбетова, на брифинге в Службе коммуникаций столицы подчеркнули, что значительное количество заявителей допускает процессуальные ошибки. По их словам, каждый третий административный иск подаётся с нарушением правил подсудности или требований АППК, что приводит к возврату исков и создает дополнительную нагрузку на судебную систему.
Причины и последствия ошибок в подаче исков
Одной из основных причин возврата административных исков является неправильное определение характера спора заявителями. Часто обращения, имеющие гражданско-правовую природу, воспринимаются как административные, что приводит к ненужным затруднениям в судопроизводстве. С 2021 по 2025 годы в суды поступило 20 787 административных дел, из которых 8 604 были возвращены. Это указывает на значительную нагрузку, связанную с процессуальными ошибками и недостатком правовой грамотности среди граждан и бизнеса.
Судьи отметили, что правильное определение подсудности является ключевым аспектом при принятии административного иска. В АППК четко прописаны родовая, территориальная и исключительная подсудности, а также подсудность связанных требований. Неправильное понимание этих норм приводит к ошибкам, что, в свою очередь, создает дополнительные трудности для судов и затрудняет защиту прав граждан.
С момента введения АППК, который стал первой комплексной попыткой кодифицировать административные процедуры и административную юстицию в Казахстане, было замечено, что система успешно функционирует как инструмент защиты прав. Однако для повышения эффективности административной юстиции необходимо дальнейшее совершенствование правовой грамотности среди заявителей, чтобы избежать ошибок при подаче исков.
С 2025 года в Кодексе будет закреплён принцип единообразия административных процедур, что должно обеспечить предсказуемость решений и унификацию практики административных органов. Это, в сочетании с созданием кассационных судов, усилит институциональную независимость судебной системы и улучшит механизм защиты прав граждан и организаций в Казахстане.

