В Казахстане разрабатываются изменения в законодательстве, которые обяжут крупные онлайн-платформы, такие как соцсети, видеосервисы и маркетплейсы, зарегистрировать представительство или филиал на территории страны. Это нововведение направлено на улучшение взаимодействия между государственными органами и платформами, а также на обеспечение соблюдения законодательства.
Изменения в законодательстве
Поправки касаются статьи 9 закона "Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе". Теперь для платформ, работающих в Казахстане, будет обязательным наличие зарегистрированного юридического присутствия в стране. В проекте указано:
"Онлайн-платформа, осуществляющая деятельность на территории Республики Казахстан, обязана зарегистрировать филиал или представительство…" (проект закона, статья 11 — изменения в статью 9).
Это означает, что зарубежные сервисы, такие как соцсети и видеохостинги, должны будут иметь официальный офис или уполномоченную структуру в Казахстане.
Цели нововведения
В пояснительной записке указано, что отсутствие юридического представительства крупных платформ затрудняет взаимодействие с государственными органами и исполнение законодательства. Регистрация филиалов должна обеспечить:
- юридическую ответственность платформ за соблюдение требований казахстанских законов;
- оперативное взаимодействие при обработке запросов органов;
- реальное исполнение предписаний об удалении противоправного контента.
Мониторинг онлайн-платформ
Законопроект также расширяет полномочия уполномоченного органа, позволяя проводить мониторинг онлайн-платформ. В документе вводятся два новых подпункта:
"4-1) утверждает правила проведения мониторинга деятельности онлайн-платформ…""4-2) утверждает правила ограничения доступа к онлайн-платформам…"(проект закона, статья 11 — изменения к статье 8).
Государство получит механизм постоянного наблюдения за тем, как платформы:
- удаляют противоправный контент;
- реагируют на обращения органов;
- соблюдают возрастные ограничения и маркировку контента;
- выполняют требования по раскрытию информации об анонимных аккаунтах.
Порядок мониторинга
Конкретные сроки, формат отчетности и критерии оценки нарушений будут определены отдельными подзаконными актами. Закон лишь указывает, что мониторинг должен обеспечивать выполнение требований закона и контроль соблюдения предписаний.
Ограничение доступа к платформам
Нормы о мониторинге связаны с механизмом ограничения доступа к платформам, который вводится через дополнение к статье 24:
"В случае невыполнения онлайн-платформой предписаний… доступ к онлайн-платформе подлежит ограничению" (проект закона, статья 11 — дополнение к статье 24).
Мониторинг позволит фиксировать нарушения, выдавать предписания и отслеживать их исполнение.
Кто подпадает под новые правила
Требование о регистрации представительства и мониторинге распространяется на все онлайн-платформы, подпадающие под действие закона. Это могут быть:
- социальные сети;
- видеохостинги и стриминговые сервисы;
- поисковые платформы;
- маркетплейсы и торговые платформы;
- сервисы с пользовательским контентом.
Исключений законопроект не предусматривает.
Ожидаемые результаты
В пояснительной записке утверждается, что поправки:
- создают единые правила взаимодействия государства и онлайн-платформ;
- повышают прозрачность и ответственность крупных международных сервисов;
- не требуют бюджетных расходов;
- не несут негативных социально-экономических последствий.
В конце октября было также сообщено, что иностранные маркетплейсы обязаны регистрироваться в Казахстане и уплачивать НДС, иначе они не смогут работать. Контроль за такими площадками будет осуществляться постоянно.