Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), через который Казахстан экспортирует нефть, недавно стал объектом атаки беспилотников, что привело к значительным повреждениям выносного причального устройства. Это событие вновь поставило вопрос о зависимости Казахстана от КТК и возможных альтернативных маршрутах для экспорта нефти.
Инцидент на КТК
29 ноября в 06:06 по времени Астаны морская инфраструктура КТК в порту Новороссийска подверглась атаке беспилотных катеров, в результате которой был повреждён выносной причал ВПУ-2, и его работа приостановлена до завершения ремонта.
КТК является основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти, по которому ежегодно отправляется минимум 60 миллионов тонн. В 2024 году Казахстан продал за рубеж в общем 68,6 миллионов тонн нефти, из которых 63 миллиона ушли именно через этот маршрут.
На данный момент Казахстан сильно зависит от КТК, так как это самый экономически выгодный и отлаженный маршрут, по которому проходит около 80 процентов всей казахстанской нефти, экспортируемой в Европу.
Альтернативные маршруты экспорта нефти
Казахстан имеет четыре дополнительных экспортных маршрута, которые могут быть использованы для транспортировки нефти:
Альтернативные маршруты для экспорта нефти из Казахстана
1. Атырау – Самара (Россия)
Этот маршрут позволяет прокачивать до 17 миллионов тонн нефти в год, в настоящее время проходит около 12 миллионов тонн, смешанной с российской Urals. Нефть можно продавать под брендом KEBCO.
Теоретически, возможно добавить ещё до 6 миллионов тонн в год.
"Готовы ли западные компании качать нефть по трубе Транснефти – вопрос риторический. Хотя нефть Кашагана и Карачаганака уже идёт по 'Дружбе' в Германию", – отметил Нурлан Жумагулов.
2. Казахстан – Китай (трубопровод Атасу – Алашанькоу)
Пропускная способность этого маршрута составляет до 20 миллионов тонн в год, однако Казахстан перекачивает не более 1,5 миллиона тонн, в то время как "Роснефть" перекачивает 10 миллионов тонн.
"Но данная труба имеет 'узкое горлышко' по направлению Атырау – Кенкияк – Кумколь. Исторически мы с юга страны направляли нефть на запад, но в связи с истощением нефтедобычи в Кызылординской области был проведён обратный реверс трубы для обеспечения поставок нефти на НПЗ (Павлодар и Шымкент) и частично в Китай (в среднем всего 1,2 миллиона тонн в год)", – объяснил эксперт.
3. Морской порт Актау
Потенциальная пропускная способность составляет до 5 миллионов тонн в год. Основные направления: Актау – Баку, Актау – Махачкала.
"По маршруту Актау — Махачкала сейчас больше нефти доставляется танкерами (далее – трубой до Новороссийска). Возможны своповые операции с Ираном (был опыт до 2-х миллионов тонн в год)", – пояснил Жумагулов.
4. Железная дорога до Баку
По железной дороге до Баку можно отправлять до 5 миллионов тонн в год: маршрут Актау — Баку — Батуми. Также существует трубопровод Баку – Супса, который сейчас не используется, но по которому можно перевозить до 5 миллионов тонн в год.
"В общей сложности гипотетически можно перенаправить до 20 миллионов тонн в год по дополнительным маршрутам против 60 миллионов тонн в год по КТК", – резюмировал Нурлан Жумагулов.
Причины зависимости от КТК
Нурлан Жумагулов отметил, что КТК остаётся крупнейшим и самым выгодным маршрутом для экспорта нефти, стоимость перевозки составляет около 38 долларов за тонну. Нефть по КТК продаётся под маркой CPC Blend.
"Со-акционерами являются американские и европейские компании, которые сделали ставку на расширение трубы: мощность прокачки увеличена до 72,5 миллиона тонн казахстанской нефти. Главное – это сами грузоотправители выбирают для себя оптимальный маршрут. Все альтернативные маршруты обходятся дороже КТК", – пояснил эксперт.
Перспективы альтернативных маршрутов
По словам эксперта, полноценной альтернативы КТК для Казахстана сейчас нет:
"По КТК мы уже прокачиваем от 60 миллионов тонн в год. Нет альтернативы КТК. Максимум мы сможем прокачать лишь до 20 миллионов дополнительно в обход КТК".
В среднесрочной перспективе в Казахстане нет и, возможно, не будет альтернативных маршрутов – будут лишь дополнительные. Рабочая группа обсуждает возможность использования до 20 миллионов тонн нефти через маршрут Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), включая строительство новой трубы из Атырау до Курык в Мангистау.
"Далее есть 2 варианта: проложить трубу до Баку, либо создать мощный перевалочный порт для танкеров. Основная проблема – Каспийское море мелеет, и необходимо проводить дноуглубительные работы, а также использовать танкеры средней мощности – с грузоподъёмностью до 8 тысяч тонн", – пояснил он.
Технические и экономические ограничения
Эксперт также отметил, что для расширения участка Атырау – Кенкияк – Кумколь до 15–20 миллионов тонн потребуется замена 455 километров труб и строительство новых насосных станций. В 2022 году нацкомпания "КазМунайГаз" совместно с СНПС-Актобемунайгаз обсуждали такие планы, но они остались на уровне обсуждений.
Существуют и ограничения на приём казахстанской нефти на бакинском терминале Сангачал – всего 2,5 миллиона тонн. Баку готов увеличить приём, но требует долгосрочный контракт по схеме "отгрузил или заплатил".
"Сейчас прокачка нефти из Атырау до Босфора обходится до 120 долларов за тонну нефти против 38 долларов у КТК", – подчеркнул Жумагулов.
Экономические риски перехода на альтернативные маршруты
Переход на дополнительные маршруты может повлечь дополнительные экономические риски и затраты, такие как:
- По трубопроводу в Китай нефть продаётся дешевле Brent на 4–5 долларов за тонну.
- По маршруту Атырау – Самара казахстанская нефть смешивается с российской, что также требует продажи с дисконтом.
- По маршруту БТД бакинская нефть стоит чуть дороже Brent, но сернистая нефть Кашагана и Тенгиза ухудшает качество Azeri Lights, что может потребовать компенсации от Азербайджана.
- Кроме того, "КазМунайГаз" получает с доли в КТК (21 процент) до 200 миллионов долларов дивидендов в год.
Заключение
Инциденты на КТК, такие как атака 29 ноября, подчеркивают уязвимость этого ключевого маршрута для Казахстана. В условиях текущей зависимости от КТК, поиск альтернативных маршрутов остаётся актуальной задачей, однако полная замена КТК в ближайшее время представляется маловероятной.