История с "кладбищем автобусов" в Алматы превратилась в детективный сюжет с международным розыском и уголовными делами. В центре внимания оказался бизнесмен Айдын Омаров, который, по данным следствия, имел отношение к этому делу.
Начало истории
В феврале 2021 года гендиректор ТОО "Алматыэлектротранс" Берикхан Мурзакаримов начал свою работу в условиях расследования, связанного с хищением бюджетных средств. Он был назначен на должность после увольнения предшественника по состоянию здоровья.
Мурзакаримов, имеющий опыт работы в компании с 1997 года, стремился улучшить финансовые показатели и работоспособность автобусов. Он обнаружил, что из-за плохой работы контролёров компания недополучала около 2,5–3 миллиардов тенге в год.
Заключение контрактов
19 августа 2021 года "Алматыэлектротранс" заключил контракт с ИП "Омаров и Ко" на аренду территории для хранения вышедших из эксплуатации автобусов на сумму 54,9 миллиона тенге. Договор подписал Берикхан Мурзакаримов, а второй стороной выступил Айдын Омаров.
В этом же году был заключен еще один контракт на 89,2 миллиона тенге с ТОО "ZHANARNA Ltd" на перевозку 595 автобусов в село Жетыген, где находилось "кладбище автобусов".
Финансовые потоки
Суммарно за три года Айдын Омаров мог получить от "Алматыэлектротранса" 228,4 миллиона тенге за аренду территорий. В 2022 году ревизионная комиссия выявила неправомерные действия бывшего руководства, связанные с завышением сумм по контрактам.
Уголовное дело
В декабре 2023 года Мурзакаримов был объявлен в розыск по подозрению в хищении в особо крупном размере. В 2024 году стало известно, что под следствие попал и Айдын Омаров.
Судебные разбирательства
Омаров подал иск к "Алматыэлектротрансу" на 128,6 миллиона тенге за использование его земли после окончания договора. Суд установил, что у него не было необходимых документов для получения оплаты.
В 2025 году он также подал иск к отделу ЖКХ Илийского района на 53,1 миллиона тенге за хранение автобусов, но суд отклонил его требования из-за отсутствия договора аренды.
Текущая ситуация
На данный момент территория "кладбища автобусов" остается в частной собственности, но информация о правообладателе отсутствует. Власти продолжают разбираться с ситуацией, связанной с завышением расходов при госзакупках.
В открытых источниках также упоминаются другие судебные разбирательства Омарова, связанные с его бизнесом.