Поиск

Соответствие GDPR

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший опыт на нашем сайте. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie, Политикой конфиденциальности и Условиями использования.

28 ноябрь 2025

Алматы: Городские проблемы и необходимость сотрудничества между жителями и властями в условиях хаотичной застройки и ухудшения экологии

В Алматы наблюдается недостаток активных граждан, готовых взаимодействовать с властями для решения городских проблем. Эксперты подчеркивают важность полноценного диалога между жителями и акиматом, чтобы улучшить качество жизни в городе. Основные проблемы включают загрязнение воздуха и точечную застройку. Горожанам необходимо объединяться и активно участвовать в процессах, чтобы добиться изменений.

По мнению экспертов, в Алматы недостаточно активных граждан, готовых последовательно добиваться изменений. Власти, в свою очередь, чаще реагируют на обращения, которые можно быстро решить. Полноценный диалог между горожанами и местным акиматом пока не налажен. Мы поговорили с активными алматинцами и экспертами по городской среде, чтобы выяснить, какие проблемы требуют срочного внимания и как жители взаимодействуют с акиматом.

Алматинцы должны быть главными для акимата

Каждую неделю в новостях появляются сообщения о проблемах в Алматы. Например, жители одного района ждали школу, но вместо этого получили скалодром, строительство которого идет с нарушениями. В другом районе люди были шокированы тем, что их дома собираются сносить для строительства нового школьного корпуса, о чем они узнали из неожиданного письма из акимата.

Также вызвало недовольство видео разрушения исторического декора на здании гимназии № 56, которое акимат позже назвал "реконструкцией". К этому можно добавить жалобы на вырубку деревьев, проблемы с общественным транспортом и качество воздуха.

Иногда власти реагируют на подобные инциденты, но часто это происходит ситуативно. Эксперты отмечают, что между жителями и акиматом существует огромный разрыв. Акимат должен закрывать потребности горожан, но люди не всегда понимают, почему происходят отключения света или перекрытия дорог. Мнение жителей в этих процессах почти не учитывается.

"Сегодня между жителями и акиматом — огромный разрыв. По идее, акимат должен закрывать потребности горожан, но люди даже не всегда знают, почему им отключают свет или перекрывают дороги. Акимат формально работает для жителей, но мнение самих жителей в этих процессах почти не учитывается. Люди не понимают, что будет с их домом, их улицей, их парком завтра. Они просыпаются утром — а всё уже перерыто, и их даже не предупредили".

Ерканат Заитов, магистр архитектуры и руководитель фонда Vision Zero Community, считает, что жители — основные пользователи города и его ключевые стейкхолдеры, однако их мнение при принятии ключевых решений практически не учитывается. Это приводит к негативной реакции и скандалам, которые возникают в Алматы.

"Любое вмешательство в городскую среду вызывает недовольство, потому что для людей это выглядит так, будто в их дом пришли и начали что-то делать без предупреждения. Город — это пространство, где люди живут, работают и проводят время, и они имеют полное право знать, что в нём происходит, заранее, а не тогда, когда перемены уже наступили", — говорит Заитов.

Эксперт также отмечает, что в Алматы недостаточно активных граждан, готовых не только выражать недовольство, но и действовать. Он приводит пример своей борьбы с акиматом по поводу бульвара Масанчи, где планируется реконструкция. Заитов подал заявку на бюджет народного участия, предложив конкретные решения по благоустройству, но получил ответ, что разрабатывается отдельный проект.

"У меня сейчас идёт суд с акиматом из-за бульвара Масанчи, где живу. Его собираются реконструировать. Здесь действительно много проблем: нехватка пространства, слабое озеленение, отсутствие инклюзивной инфраструктуры и даже элементарных тротуаров на отдельных участках. Три года назад я подал заявку на бюджет народного участия, предложив конкретные решения по благоустройству бульвара. Однако в ответ получил уведомление, что для решения всех проблем разрабатывается отдельный проект".

Справка: бюджет народного участия в Казахстане (БНУ) — это механизм прямого участия жителей в распределении части местного бюджета, который действует с 2020 года. Его цель — вовлечь граждан в развитие городской среды и повысить прозрачность работы акиматов.

После этого Заитов начал искать информацию о проекте для бульвара и выяснил, что он уже разработан и согласован с акимом. Получить сам документ было сложно, несмотря на то, что жители собрали более ста подписей. Лишь после многочисленных встреч и обращений проект ему показали.

"Но позже выяснилось, что проект уже разработан и согласован с акимом. Получить сам документ долго не удавалось, и это несмотря на то, что жители собрали более ста подписей. Лишь после многочисленных встреч и обращений проект мне показали, фактически в индивидуальном порядке".

Увиденное его не устроило. Проект предполагал перенос дороги, превращение её в двухстороннюю, расширение пешеходной части, частичное удаление парковочных мест и вырубку деревьев, при этом проблемы, которые волнуют местных жителей, оставались без решения.

"Например, нас постоянно топит, когда идёт дождь, но эта проблема проект не решает. Причём его стоимость — миллиард тенге, а он только создаёт новые проблемы: парковок не хватает, студентов много, мусор. И при этом ставят какие-то скульптуры и арки вместо того, чтобы решить реальные вопросы. Мы пытаемся отменить этот проект и сделать его по-человечески".

Как власти взаимодействуют с горожанами?

Алеся Нугаева, городская исследовательница и руководительница проекта Gorozhanym, следит за коммуникацией между жителями Алматы и его администрацией. Она отмечает, что местные власти предлагают жителям легитимные инструменты взаимодействия, такие как общественная приёмная Open Almaty, куда люди могут подавать жалобы, а также соцсети и мессенджеры.

"То есть в целом государство построило систему быстрого тактического реагирования на какие-то повседневные вопросы. Но если говорить о более серьёзном диалоге, который затрагивает не отдельные проблемы, а концептуальные, стратегические планы, то с этим дела обстоят сложнее".

Она напоминает историю защиты урочища Кок-Жайляу, где против строительства горнолыжного курорта выступило большое число казахстанцев. Гражданское участие привело к реальным переменам, но решение Главы государства было связано с целым рядом факторов, а не только с общественной активностью.

Нугаева также отмечает, что горожанам важно иметь возможность высказывать своё мнение о благоустройстве и искать выходы из спорных ситуаций не только через государственные структуры, но и через горизонтальные связи — объединяясь с бизнесом и экспертами из разных сфер.

"Пока у нас низкий уровень вовлечённости и слабое использование даже доступных инструментов — таких как бюджет народного участия, общественные обсуждения, обращения через общественный совет или градсовет. Всё это препятствует развитию полноценного локального самоуправления".

А насколько сами алматинцы готовы участвовать в жизни города?

Ерканат Заитов указывает на недостаточное количество активных горожан, защищающих свои права. Например, в споре с акиматом большинство местных жителей поддержали его только словами. Он объясняет это тем, что люди не верят в возможность изменений.

"Для того чтобы повлиять на власти и заставить их изменить решения, должна создаться критическая масса, то есть 10 процентов от общего населения. В Алматы больше двух миллионов жителей, значит, должно быть не менее 200 тысяч активных людей, которые что-то реально делают. У нас максимум, наверное, соберётся, человек 500, может быть, тысяча, и это очень маленькое количество".

Алеся Нугаева добавляет, что для диалога между властями и горожанами нужна взаимная готовность. Она отмечает, что часто наблюдается патерналистская позиция, где государство выступает в роли родителя, а народ — ребёнка.

"Очень часто я наблюдаю такую патерналистическую позицию, в которой государство выступает в качестве родителя, а народ — ребёнка. Люди не проявляют проактивную позицию".

Заитов приводит в пример западные страны, где подобные процедуры существуют, и люди активно вовлекаются в процесс.

"Люди относятся к городу как к своей собственности. То есть: я здесь живу, и я решаю, откроется здесь магазин или нет, будет здесь парк или нет".

В Казахстане большая часть активистов — это энтузиасты, которые не получают за свою работу ничего, кроме морального удовлетворения.

Не всегда то, чего хотят жители, хорошо?

Отсутствие сильного сообщества сказывается на взаимодействии чиновников с горожанами. Это создает замкнутый круг: работающие процедуры не создаются, горожане не спешат вовлекаться, и власти не учитывают их мнение.

Тихон Шутов, эксперт по жилым комплексам, вспоминает недавний скандал вокруг рощи Баума, где жители выявили незаконную вырубку деревьев. Акимат утверждал, что проект реконструкции этого не предполагает.

"Но, скорее всего, в проекте заложена вырубка какой-то части деревьев. И в таком случае нужно просто выйти и прямо сказать правду, сколько деревьев будут вырубать, как потом возместят этот ущерб".

Однако не всегда то, чего хотят горожане, обоснованно. Шутов приводит пример реконструкции Сайрана, когда жители настояли на отсутствии коммерческих точек, что привело к недостатку удобств в парке.

"Когда была реконструкция Сайрана, местные жители настояли на том, чтобы в парке отсутствовали коммерческие точки — кафе, магазины. Возможно, они этого добивались, чтобы было меньше мусора. Сейчас коммерческих точек там нет, но получилась гигантская парковая зона, где ты не можешь просто купить бутылку воды".

Куда движется Алматы?

Эксперты признают, что не понимают стратегию развития Алматы. Они следят за действиями акимата, но целостная картина не складывается.

"Мне абсолютно непонятна стратегия развития города. Выполняются какие-то проекты, проводится благоустройство, парки реконструируются, но общей концепции я не вижу", — говорит Заитов.

Ключевая проблема Алматы — загрязнение воздуха, но власти тратят средства на менее значимые вопросы.

"Такие вопросы, как качество воздуха, система общественного транспорта, влияют на жизнедеятельность города. Но, чтобы добиться результатов в решении этих вопросов, нужно много времени. А наши акимы приходят на три-четыре года, и за это время им нужно показать свою эффективность".

Эксперты согласны, что решение сложностей — огромный вызов для городских властей. Однако, если откладывать, Алматы рискует стать городом, непригодным для жизни. Важно понимать, что справиться с проблемами будет непросто, и потребуется помощь как независимого профессионального сообщества, так и обычных горожан. Если люди увидят, что от них что-то зависит, возможно, 10 процентов горожан будут готовы помочь своему городу, и этого количества уже хватит для реальных изменений.

Предыдущая новость
В Алматы начались прения по делу Ильяса Сариева, известного как "казахский Робин Гуд". Прокурор запросил для него 6 лет лишения свободы. Сариев, глава фонда "Елге көмек", обвиняется в неоднократном совершении преступлений. Судебное разбирательство привлек
Следующая новость
Просят еще 400 миллионов: реконструкция Большого алматинского канала вызвала вопросы у депутатов