Поиск

Соответствие GDPR

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший опыт на нашем сайте. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie, Политикой конфиденциальности и Условиями использования.

17 ноябрь 2025

МВД Казахстана возобновляет выдачу разрешений на открытие автошкол: что изменится для рынка и как это повлияет на фальшивые автошколы

Министерство внутренних дел Казахстана планирует вернуть лицензирование автошкол для повышения качества подготовки водителей и контроля за их деятельностью.

Министерство внутренних дел Казахстана планирует возобновить выдачу лицензий на открытие автошкол, что должно изменить ситуацию в сфере подготовки водителей. Корреспондент изучил, как это повлияет на рынок.

Предыстория

В сентябре 2024 года заместитель министра внутренних дел Игорь Лепёха предложил вернуть лицензирование автошкол, отметив, что текущая система подготовки водителей вызывает серьезные вопросы.

"К сожалению, на сегодняшний день МВД этот вопрос практически совсем не контролирует. Вы знаете, раньше МВД выдавало разрешение на открытие школы, когда полностью мы проверяли и педагогический состав, и наличие соответствующей базы. Сейчас у нас просто уведомительный порядок. То есть, если я открываю школу, я просто пишу письмо, что я открыл школу", - сказал Игорь Лепеха в кулуарах Сената.

Он также отметил, что в некоторых автошколах обучение проходит формально.

В ноябре 2024 года министр внутренних дел Ержан Саденов заверил, что лицензирование не должно привести к сокращению числа автошкол и удорожанию их услуг.

В середине октября 2025 года министр вновь поднял эту тему на правительственном часе в Мажилисе, напомнив, что с 2018 года в Казахстане отсутствует "госконтроль за автошколами".

"В 2024 году отменили практику самоподготовки водителей. Свидетельства о прохождении курсов и медицинские справки переведены в электронный формат. Вносим поправки по разрешительному порядку открытия автошкол", - сказал он.

МВД предлагает установить норму, согласно которой разрешение на открытие автошкол будет выдаваться только министерством.

Текущая ситуация

В ведомстве сообщили, что уже подготовили законопроект о переходе от уведомительного порядка открытия автошкол к разрешительному. Документ также включает "механизмы контроля" за деятельностью профессиональных объединений и учебных организаций по подготовке водителей.

Требования к срокам обучения и учебным программам не планируется менять.

"При этом, увеличение сроков обучения в автошколах, а также изменение требований к программам подготовки водителей не рассматривается", - сообщили в МВД.

Мнение эксперта

Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков прокомментировал инициативу МВД. Он отметил, что ранее либерализация в сфере автошкол привела к появлению недобросовестных организаций, "которые продавали справки, а обучение носило формальный характер", что снижало качество подготовки водителей и могло повышать аварийность.

"На этом фоне МВД предлагает вернуть разрешительный порядок с одобрением полиции: проверять программы, преподавателей и материальную базу. Это шаг в правильном направлении. Речь идет не о национализации автошкол, а об усилении контроля, что разумно. Обучающие заведения должны выпускать на дорогу подготовленных водителей", – подчеркнул Эдоков.

Влияние на стоимость услуг

Эдоков считает, что введение разрешительного порядка с "фильтром на входе" устранит некачественные автошколы, где ученики могли получать справки, не посещая занятия. Он прогнозирует, что ужесточение требований приведет к сокращению числа автошкол на рынке.

"Недобросовестные организации просто не пройдут этот фильтр. Количество автошкол уменьшится, а фальшивые школы уйдут с рынка", — отметил Эдоков.

По его мнению, лицензирование повлияет на стоимость обучения в автошколах.

"Любые дополнительные требования к оборудованию, автопарку и квалификации преподавателей требуют расходов. Если число автошкол снизится, а спрос останется, цены будут расти. Средняя стоимость обучения кандидата увеличится - не в разы, но ощутимо, особенно там, где конкуренция невысока", - подчеркнул он.

Проверка подлинности документов

В МВД напомнили, что для снижения коррупционных рисков используется информационная система "Автошкола", которая контролирует процесс обучения водителей, проверяет соответствие преподавателей и учащихся установленным требованиям, отслеживает занятия в реальном времени и предотвращает выдачу свидетельств без прохождения обязательных курсов.

Система также исключает случаи выдачи поддельных свидетельств и медицинских справок. По данным министерства, одной из главных причин аварий на дорогах остается низкая дисциплина водителей, и большинство ДТП происходит из-за грубых нарушений ПДД.

Министр Саденов также отметил, что только 12 процентов республиканских дорог "соответствуют всем параметрам безопасности" и для улучшения ситуации необходимо построить более 6 тысяч километров дорог с четырьмя и более полосами движения.

Опыт соседних стран

В Кыргызстане власти уже объявили о масштабной реформе в системе подготовки водителей. С 2026 года все частные автошколы будут закрыты, а обучение водителей перейдет полностью в государственные организации. Существующие частные автошколы продолжат работу под управлением государства, а сотрудники будут получать зарплату из бюджета.

Кроме того, планируется ввести 14-месячную программу обучения правилам дорожного движения для школьников 11–12-х классов, которая будет включена в школьную программу.

Получение водительских прав в Казахстане в 2025 году

Для получения водительского удостоверения необходимо пройти обучение в автошколе, собрать документы и успешно сдать теоретический и практический экзамены. К экзаменам допускаются лица с медицинской справкой по форме № 073/у и свидетельством об окончании курсов. Теоретическая часть проводится первой; после её положительного результата разрешается сдача практической.

После успешной сдачи экзаменов вы получаете права. Госпошлина составляет 1,25 МРП (5 898 тенге на 2025 год).

Фото ©️ Алихан Сариев

Заключение

По мнению МВД, возврат разрешительного порядка открытия автошкол позволит лучше контролировать качество подготовки водителей. Эксперт Эдоков отметил, что проверяться будут программы обучения, квалификация преподавателей и оснащение учебных заведений. Это исключит фиктивные школы и повысит уровень подготовки водителей, что должно снизить аварийность и повысить безопасность на дорогах. Эти меры помогут упорядочить рынок автошкол и повысить ответственность за обучение будущих водителей.

Недавние проверки прокуратуры Северо-Казахстанской области выявили грубые нарушения в пяти автошколах региона, что подтверждает наличие системных проблем в подготовке водителей.

Предыдущая новость
Токаев о трансформации Центральной Азии: Время закрытых границ и изоляции осталось позади на VII Консультативной встрече глав государств
Следующая новость
Токаев подчеркивает важность сотрудничества в добыче редкоземельных металлов для устойчивого развития Центральной Азии