Правительство Казахстана выделило Алматы 20 миллиардов тенге из запрашиваемых 268 миллиардов на строительство метро, новые дороги и модернизацию системы водоотведения. Это составляет лишь 8% от необходимой суммы. Депутат Сергей Пономарёв в Мажилисе поднял вопрос о недостаточном финансировании города, отметив, что главные проблемы Алматы – это тяжелая транспортная ситуация, смог и постоянные дорожные заторы.
Недостаток финансирования
Акимат Алматы запросил 268 миллиардов тенге для решения указанных проблем, однако получил одобрение только на 20 миллиардов тенге. Пономарёв подчеркнул, что Алматы является донором республиканского бюджета и неразумно сокращать финансирование для города, который приносит значительные доходы.
"Алматы – донор республиканского бюджета, и неразумно рубить курочку, несущую золотые яйца", – отметил депутат.
Ключевые проекты
Сергей Пономарёв выделил три основных проекта, требующих полного финансирования:
- Новая линия метро – от станции Калкаман до станции Барлык, которая должна увеличить пассажиропоток и разгрузить дороги, на которые ежедневно выезжают около 400 тысяч автомобилей.
- Пробивка новых дорог до Большой Алматинской кольцевой дороги (БАКАД). Депутат отметил, что 26 километров новых дорог потребуют 40-50 миллиардов тенге и снизят нагрузку на внутригородские улицы на 20%.
- Система водоотведения – реконструкция трех полностью изношенных коллекторов и строительство нового коллектора для подключения 195 тысяч жителей новых и прилегающих районов, что улучшит экологическую обстановку и снизит риск аварий.
Мажилисмен призвал коллег поддержать полное финансирование этих проектов в республиканском бюджете на 2026-2028 годы.
Ответ Министерства финансов
В ответ на запрос о причинах низкого финансирования, Министерство финансов сообщило, что Министерство транспорта уже выделило 28,6 миллиарда тенге на строительство второй очереди метро в 2025 году. В 2026 году планируется выделить еще 20,5 миллиарда тенге на завершение этой очереди.
"Касательно инфраструктурных проектов в проекте республиканского бюджета на 2026-2028 годы по городу Алматы финансирование других проектов не предусмотрено", – говорится в ответе.
Позиция акимата Алматы
Акимат Алматы подтвердил важность заявленных проектов. В управлении организации дорожного движения и пассажирского транспорта отметили, что новые линии метро и дороги повысят транспортную связанность и сократят заторы, а модернизация системы водоотведения обеспечит инженерную безопасность и устойчивое развитие территорий.
"Новые линии метро и дороги повысят транспортную связанность и сократят заторы, а модернизация системы водоотведения обеспечит инженерную безопасность и устойчивое развитие территорий", – говорится в ответе.
В управлении также уточнили расчетную стоимость двух из трех проектов:
- Новая линия метро (от Калкаман до Барлык) потребует 344,4 миллиарда тенге.
- Строительство и пробивка новых дорог до БАКАД – более 50 миллиардов тенге.
Вопросы о том, что будет с проектами при нехватке финансирования, а также сколько Алматы готов выделить из собственного бюджета, остались без ответа. Акимат уточнил, что республиканский бюджет на 2026-2028 годы еще не утверждён, а бюджет Алматы на этот период находится на стадии рассмотрения.
В сентябре аким Дархан Сатыбалды поручил ускорить устранение проблемных участков и модернизацию водоотведения в Алматы, отметив возможность расширения радиальных дорог до четырёх полос для разгрузки центра города.