В ночь с 6 по 7 ноября по времени Астаны в Вашингтоне начнётся саммит пяти глав государств Центральной Азии и США (С5+1). Это первая полноценная встреча Дональда Трампа с руководителями республик региона. Эксперты отмечают, что диалог с новой администрацией Вашингтона может стать более результативным.
Изменение тренда
После прихода новой американской администрации и заявлений Дональда Трампа о приоритете внутренних дел присутствие США в регионе Центральной Азии стало менее заметно. В частности, Штаты начали терять интерес к Центральной Азии ещё в период первого срока Трампа, а после сворачивания большинства гуманитарных программ, действовавших более 20 лет, эта тенденция усилилась.
Нынешний саммит, по мнению экспертов, может изменить этот тренд. Взаимодействие между Центральной Азией и США будет существенно отличаться от предыдущих лет.
"Диалог с новой администрацией Трампа стал прагматичнее: меньше идеологии, больше акцента на экономику, логистику и баланс интересов. Если раньше Вашингтон говорил о демократии и безопасности, теперь — о бизнесе и ресурсах", — считает казахстанский эксперт-международник Ануар Бахитханов.
Предстоящий саммит является вторым таким мероприятием. Первое состоялось в 2023 году, когда Джо Байден впервые пригласил всех лидеров центральноазиатских стран в Белый дом.
Новый диалог
Политолог Жанат Момынкулов отмечает, что новый диалог Вашингтона с Центральной Азией отличается более прагматичной повесткой и акцентом на результаты.
"Новый диалог Вашингтона с Центральной Азией при Трампе отличается более прагматичной, экономически мотивированной повесткой и акцентом на результаты, а не обещания, что выгодно странам региона, которые стремятся к конкретным инвестициям и инфраструктурным проектам. Если предстоящий саммит приведёт к подписанию долгосрочных инфраструктурных и энергетических соглашений, можно будет говорить о начале нового, прагматичного этапа американской политики в Центральной Азии".
По его словам, возросший интерес Вашингтона к региону отражает осознание стратегической роли Центральной Азии.
Ожидания от США
Центральная Азия и Казахстан ожидают от США конкретных шагов, включая:
- Привлечение инвестиций
- Доступ к технологиям
- Поддержку в международной интеграции
- Гарантии предсказуемого партнёрства
Эксперт Ануар Бахитханов подчеркивает, что успех зависит от реальных шагов, а не только заявлений.
Многовекторная дипломатия
Центральноазиатские страны продолжают придерживаться многовекторной дипломатии. Жанат Момынкулов отмечает, что ключевая задача на саммите — отстаивать собственные интересы и сохранять баланс.
"Для стран региона ключевая задача на саммите — отстаивать собственные интересы, сохранять баланс и вести взвешенную дипломатию. Государства опасаются, что усиливающееся внимание США может сопровождаться давлением с целью склонить их на сторону Вашингтона в противостоянии с Китаем и Россией".
Для Казахстана саммит — это возможность сохранить баланс во внешней политике и привлечь новых инвестиционных партнёров.
"Суть многовекторности именно в этом: не зависеть от одного направления, а выстраивать равные и взаимовыгодные отношения со всеми влиятельными игроками".
Интересы США
США рассматривают Центральную Азию как источник стратегических ресурсов и часть транспортно-логистических коридоров. Эксперт Бахитханов указывает на важность региона для энергетической и ядерной безопасности.
Сотрудничество в рамках формата "C5+1" служит платформой для обсуждения и координации усилий по противодействию общим угрозам.
"Казахстан занимает особое место в американской стратегии. Будучи крупнейшей и наиболее политически стабильной страной в регионе, он является локомотивом экономического развития".
Эксперт ожидает заключения долгосрочных соглашений в сфере энергетики и модернизации транспортной инфраструктуры.
Цель саммита — подвести итоги 10 лет и определить новые приоритеты по наполнению партнёрства конкретным экономическим содержанием.
Напомним, за время президентства Дональда Трампа между Казахстаном и США произошло несколько ключевых эпизодов двустороннего взаимодействия, включая телефонный разговор Трампа с Касым-Жомартом Токаевым и подписание контракта на 4 миллиарда долларов.
