Нужна ли «живая» подпись на платежках с Интернет-банкинга?
Большинство компаний для оплаты за товары и услуги пользуются сервисом банк-клиент. При оплате формируется электронное платежное поручение с электронным штампом банка. Нужно ли распечатывать такие документы и на распечатках проставлять «живую» визу руководителя? Считается ли электронный документ первичным документом в целях ведения учета?
Обратимся к нормативной базе.
Согласно п.1 ст.7 закона №370 от 07.01.2003 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», электронный документ, удостоверенный посредством ЭЦП лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.
П. 2 ст.12 этого же закона гласит, что в негосударственных системах электронного документооборота ЭЦП используется в порядке, установленном гражданским законодательством РК.
В свою очередь, в соответствии с п.3 ст.152 ГК РК, к совершению сделки в письменной форме приравнивается обмен:
письмами;
телеграммами;
телефонограммами;
телетайпограммами;
факсами;
электронными документами;
иными документами, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления.
Согласно пп.2 ст.1 закона РК №234 от 28.02.2007 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» первичным учетным документом является документальное свидетельство факта совершения операции или события и права на ее совершение, как на бумажном, так и на электронном носителе.
Таким образом, заверенные ЭЦП выписки или платежные поручения из системы «Интернет-банкинг» (банк-клиент) равнозначны документам на бумажном носителе. ЭЦП равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия. Поэтому распечатывать с интернет-банкинга платежные поручения и подписывать их вручную у руководителя не требуется.