Депутат о стоимости проезда в автобусах
В Казахстане активно обсуждается предложение блогера о том, что проезд в автобусах Астаны и Алматы должен стоить 500 тенге. На фоне этих обсуждений депутат Мажилиса Никита Шаталов высказал свою позицию.
Мнение депутата
Шаталов отметил, что предложенная стоимость проезда "не имеет отношения к казахстанской реальности", так как не соответствует уровню доходов населения.
"Общественный транспорт во всем мире субсидируется. Он и называется общественным, потому что им пользуются широкие массы населения. Те расценки, которые были названы, не имеют никакого отношения к реальным доходам казахстанцев", — заявил Шаталов.
Система субсидирования
Депутат подчеркнул, что схема субсидирования может варьироваться в зависимости от региона. В качестве примера он привёл Алматы.
"Я работал в Алматы и видел, как устроена система. Есть маршруты, которые могут быть более-менее окупаемыми, а есть такие, где из-за дальности, труднодоступности местности или низкого пассажиропотока стоимость одного проезда может достигать полутора тысяч тенге — например, в горных районах. В таких случаях применяется перекрёстное субсидирование, и это абсолютно нормально", — пояснил парламентарий.
Ответственность за организацию
Шаталов добавил, что ответственность за организацию системы субсидирования лежит на местных исполнительных органах и маслихатах, которые утверждают соответствующие бюджеты.
"Каждый случай нужно рассматривать индивидуально, потому что города разные и общественный транспорт работает по-разному", — заключил депутат.
Критика дискуссии
Ранее в своём Telegram-канале Шаталов назвал дискуссию о стоимости проезда "ложной и недостойной внимания".
"Общественный транспорт служит не прибыли, а горожанам. Он снижает число автомобилей, повышает связанность между районами, влияет на производительность труда и качество жизни. Из его денежного убытка — субсидируемого во всех экономиках — появляется общественное благо", — отметил депутат.
Реакция на заявление блогера
Ранее один из экспертов-блогеров заявил, что проезд в Астане и Алматы должен стоить 500 тенге, утверждая, что транспортные компании работают с убытками, а действующие тарифы не покрывают их расходов. Большинство пользователей отнеслись к такому заявлению скептически, отметив отсутствие расчетов или официальных подтверждений от эксперта.