Казахстану нужны квалифицированные врачи, однако система медицинского образования в стране сталкивается с серьезными проблемами. Эксперты утверждают, что хорошие врачи в Казахстане становятся таковыми вопреки существующей системе, а не благодаря ей. В этом материале мы рассмотрим основные проблемы медицинского образования в Казахстане и возможные пути их решения, основываясь на мнениях студентов и преподавателей.
Проблемы медицинского колледжа
Студенты медицинского колледжа, М. и А., поделились с нами своими наблюдениями о проблемах, с которыми они сталкиваются в процессе обучения:
- недостаток современного оборудования для обучения, включая манекены;
- сложности с устройством на практику, так как больницы неохотно принимают студентов;
- отсутствие полноценной практики из-за новых протоколов, ограничивающих действия практикантов;
- высокая стоимость обучения, недоступная для многих семей.
Студент А. также отметил нехватку преподавателей:
"Не хватает преподавательского состава. Один преподаватель ведёт несколько предметов, вероятно, из-за низкой зарплаты — специалистам выгоднее работать в медицинских учреждениях, чем преподавать в колледже".
Оба студента подчеркнули, что основные проблемы начинаются после окончания учебы, когда они сталкиваются с реальной жизнью:
"После учебы медсёстры получают зарплату до 150 тысяч тенге; фельдшеры в Алматы — около 180 тысяч, а врачи общей практики — 200 тысяч при полной ставке и около 80 тысяч при полставке. Зарплаты нужно повышать".
Резидентура: вызовы и трудности
Темирлан Кайназаров, молодой онколог, рассказал о разрыве между элитным и массовым образованием, а также о проблемах, с которыми сталкиваются резиденты.
Две реальности казахстанского медицинского образования
Темирлан отметил, что путь студента-медика может сильно различаться в зависимости от вуза:
"Я, как резидент, вижу проблему со своей стороны и попытаюсь разобрать, через что проходят резиденты, а также пересказать часть историй моих сокурсников и других медицинских студентов, которых я знаю".
Темирлан прошёл обучение в одной из престижных медицинских школ, где система ротаций позволила ему получить разнообразный опыт:
"Каждые четыре недели мы меняем клиники и проходим практику в разных отделениях. Наша школа хорошо работает с кураторами, которые вовлекают студентов в профессию и дают им обязанности".
Однако он отметил, что в других медицинских вузах ситуация значительно хуже:
"Студенты других вузов сталкиваются с ужасными условиями, унизительным отношением и скучными лекциями".
Темирлан также упомянул о проблемах интернатуры, которая, по его мнению, стала "тратой времени":
"Интернатуру сократили до одного года, но это не решает проблемы, так как вузы не хотят терять лишний год обучения".
Финансовые трудности резидентов
Темирлан считает, что резиденты сталкиваются с финансовыми трудностями, что негативно сказывается на качестве образования:
"Резидент получает лишь стипендию около 120 000 тенге, чего недостаточно для покрытия базовых потребностей. Многие подрабатывают, что отвлекает от учебы".
Он предложил перевести резидентов в статус полноценного работника здравоохранения, что помогло бы улучшить финансовое положение молодых специалистов.
Проблемы экзаменов и подготовки
Темирлан также отметил, что итоговые экзамены после интернатуры и резидентуры требуют улучшения:
"Многие заранее знают 50–90 процентов вопросов, что не является показателем компетентности врача".
Он предложил сделать экзамены более сложными, как в других странах.
Отношение к молодым врачам
Существует также проблема низкого доверия пациентов к врачам, особенно к интернам и резидентам. Необходимо работать над повышением доверия к молодым специалистам.
Разобщенность в медицинском образовании
Каиргали Конеев, детский невролог, считает, что основная проблема заключается в разобщенности между медицинским образованием, практикой и наукой:
"Ранее опытные врачи обучали молодых специалистов, но сейчас механизмы менторства нарушены".
Из-за низкой зарплаты опытные врачи покидают государственные клиники, что усугубляет ситуацию.
Проблемы школьного образования
Анонимный врач-преподаватель отметил, что многие студенты приходят в медицинские вузы с недостаточными базовыми знаниями:
"Будущие врачи не умеют искать материал и не могут внятно излагать свои мысли".
Он также указал на ухудшение последипломного образования, которое теперь контролируется медицинскими институтами.
Предложения по улучшению
Эксперты предлагают несколько шагов для улучшения медицинского образования:
- Повышение требований к поступающим в медицинские вузы;
- Увеличение практики для студентов с ранних курсов;
- Внедрение современных методов преподавания;
- Обеспечение доступа к международным ресурсам и научным базам данных;
- Создание системы наставничества для молодых врачей.
В целом, эксперты согласны, что медицинское образование в Казахстане находится в кризисе, и без реформ мы рискуем потерять школу, формирующую настоящих врачей.