Поиск

Соответствие GDPR

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший опыт на нашем сайте. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie, Политикой конфиденциальности и Условиями использования.

15 октябрь 2025

Казахстану нужны хорошие врачи, однако система медицинского образования сталкивается с серьёзным кризисом. Эксперты указывают на проблемы в подготовке специалистов, что ставит под угрозу качество медицинских услуг в стране.

Казахстан сталкивается с кризисом в медицинском образовании, что влияет на качество подготовки врачей. Необходимы реформы для улучшения системы и повышения квалификации специалистов.

Казахстану нужны квалифицированные врачи, однако система медицинского образования в стране сталкивается с серьезными проблемами. Эксперты утверждают, что хорошие врачи в Казахстане становятся таковыми вопреки существующей системе, а не благодаря ей. В этом материале мы рассмотрим основные проблемы медицинского образования в Казахстане и возможные пути их решения, основываясь на мнениях студентов и преподавателей.

Проблемы медицинского колледжа

Студенты медицинского колледжа, М. и А., поделились с нами своими наблюдениями о проблемах, с которыми они сталкиваются в процессе обучения:

  • недостаток современного оборудования для обучения, включая манекены;
  • сложности с устройством на практику, так как больницы неохотно принимают студентов;
  • отсутствие полноценной практики из-за новых протоколов, ограничивающих действия практикантов;
  • высокая стоимость обучения, недоступная для многих семей.
Справка: Обучение в казахстанских медколледжах стоит от 300 тысяч тенге в год.

Студент А. также отметил нехватку преподавателей:

"Не хватает преподавательского состава. Один преподаватель ведёт несколько предметов, вероятно, из-за низкой зарплаты — специалистам выгоднее работать в медицинских учреждениях, чем преподавать в колледже".

Оба студента подчеркнули, что основные проблемы начинаются после окончания учебы, когда они сталкиваются с реальной жизнью:

"После учебы медсёстры получают зарплату до 150 тысяч тенге; фельдшеры в Алматы — около 180 тысяч, а врачи общей практики — 200 тысяч при полной ставке и около 80 тысяч при полставке. Зарплаты нужно повышать".

Резидентура: вызовы и трудности

Темирлан Кайназаров, молодой онколог, рассказал о разрыве между элитным и массовым образованием, а также о проблемах, с которыми сталкиваются резиденты.

Две реальности казахстанского медицинского образования

Темирлан отметил, что путь студента-медика может сильно различаться в зависимости от вуза:

"Я, как резидент, вижу проблему со своей стороны и попытаюсь разобрать, через что проходят резиденты, а также пересказать часть историй моих сокурсников и других медицинских студентов, которых я знаю".

Темирлан прошёл обучение в одной из престижных медицинских школ, где система ротаций позволила ему получить разнообразный опыт:

"Каждые четыре недели мы меняем клиники и проходим практику в разных отделениях. Наша школа хорошо работает с кураторами, которые вовлекают студентов в профессию и дают им обязанности".

Однако он отметил, что в других медицинских вузах ситуация значительно хуже:

"Студенты других вузов сталкиваются с ужасными условиями, унизительным отношением и скучными лекциями".

Темирлан также упомянул о проблемах интернатуры, которая, по его мнению, стала "тратой времени":

"Интернатуру сократили до одного года, но это не решает проблемы, так как вузы не хотят терять лишний год обучения".

Финансовые трудности резидентов

Темирлан считает, что резиденты сталкиваются с финансовыми трудностями, что негативно сказывается на качестве образования:

"Резидент получает лишь стипендию около 120 000 тенге, чего недостаточно для покрытия базовых потребностей. Многие подрабатывают, что отвлекает от учебы".

Он предложил перевести резидентов в статус полноценного работника здравоохранения, что помогло бы улучшить финансовое положение молодых специалистов.

Проблемы экзаменов и подготовки

Темирлан также отметил, что итоговые экзамены после интернатуры и резидентуры требуют улучшения:

"Многие заранее знают 50–90 процентов вопросов, что не является показателем компетентности врача".

Он предложил сделать экзамены более сложными, как в других странах.

Отношение к молодым врачам

Существует также проблема низкого доверия пациентов к врачам, особенно к интернам и резидентам. Необходимо работать над повышением доверия к молодым специалистам.

Разобщенность в медицинском образовании

Каиргали Конеев, детский невролог, считает, что основная проблема заключается в разобщенности между медицинским образованием, практикой и наукой:

"Ранее опытные врачи обучали молодых специалистов, но сейчас механизмы менторства нарушены".

Из-за низкой зарплаты опытные врачи покидают государственные клиники, что усугубляет ситуацию.

Проблемы школьного образования

Анонимный врач-преподаватель отметил, что многие студенты приходят в медицинские вузы с недостаточными базовыми знаниями:

"Будущие врачи не умеют искать материал и не могут внятно излагать свои мысли".

Он также указал на ухудшение последипломного образования, которое теперь контролируется медицинскими институтами.

Предложения по улучшению

Эксперты предлагают несколько шагов для улучшения медицинского образования:

  • Повышение требований к поступающим в медицинские вузы;
  • Увеличение практики для студентов с ранних курсов;
  • Внедрение современных методов преподавания;
  • Обеспечение доступа к международным ресурсам и научным базам данных;
  • Создание системы наставничества для молодых врачей.

В целом, эксперты согласны, что медицинское образование в Казахстане находится в кризисе, и без реформ мы рискуем потерять школу, формирующую настоящих врачей.

Предыдущая новость
Казахстан в плену осеннего тумана: заморозки и загадочные облака накроют города 15 октября
Следующая новость
В Караганде введен режим ЧС: последствия для местного населения и социальной инфраструктуры