На прошлой неделе акимат Алматы объявил о введении изменений в рабочие графики госслужащих. Теперь они начинают рабочий день на 30 минут раньше, а также предложено сместить начало занятий для студентов, разбив их на два потока с разным временем начала учебы. Эти меры, по мнению городских властей, должны помочь решить проблему пробок и перегруженности общественного транспорта в мегаполисе.
Однако архитектор и урбанист Владислав Филатов считает, что такие "временные разбивки" не решат проблемы, с которыми город столкнулся с началом учебного года. Он поделился своим мнением с корреспондентом.
Необходимы долгосрочные решения
По данным акимата, в Алматы насчитывается 202 тысячи студентов и 3488 госслужащих. Филатов утверждает, что предложенные меры могут помочь лишь частично, так как необходимо бороться с основными причинами пробок: плохой организацией дорожного движения и недостатком образовательной инфраструктуры на окраинах города.
"Краткосрочные решения не являются выходом. Нужно строить школы, детские сады и вузы на окраинах, чтобы потоки студентов распределялись не только в исторической части города, но и в сторону окраин", - говорит он.
Проблемы с автобусами
Филатов также подчеркивает необходимость улучшения автобусных маршрутов и инфраструктуры для них.
"Автобусов в городе достаточно, но они стоят в пробках вместе с автомобилями. Нужно создавать больше выделенных полос и улучшать трассировку маршрутов. Автобусы, которые не стоят в пробках, будут более привлекательными для пассажиров", - отмечает он.
Дифференцированный график - не решение
Одним из предложенных вариантов решения проблем с пробками является дифференцированный график начала занятий для студентов. Однако Филатов считает, что такой подход может негативно сказаться на учебном процессе.
"Студенты могут не соблюдать новый график. Это может привести к опозданиям и ухудшению учебного процесса. Город не занимался урбанистикой последние пять лет, а расплачиваться за это должны студенты", - говорит он.
Что касается второй смены, то, по мнению Филатова, она может быть более жизнеспособной, но также имеет свои недостатки.
"Студенты смогут поспать и приехать позже, но это может привести к необходимости проводить больше занятий на одну и ту же тему, что усложнит работу преподавателей", - добавляет он.
Кроме того, это не решает проблему пробок, а лишь смещает её.
"Вторая смена будет выходить из университета ближе к вечеру и попадать в вечерние пробки, в то время как первая смена будет сталкиваться с утренними. Не проще ли распределить занятия между двумя часами пик?", - задается вопросом Филатов.
Развитие альтернативной мобильности
В контексте борьбы с пробками и перегрузкой, особенно в часы пик, эксперт подчеркивает важность развития альтернативной мобильности, в частности, велосипедного транспорта. Однако для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру.
Акимат также подготовил масштабные изменения в работе и учебе. Рабочий день местных исполнительных органов теперь начинается в 8:30 вместо 9:00, а обеденный перерыв увеличен с одного часа до полутора. Обсуждается перевод части госслужащих на удаленный формат.
Вузам и колледжам предложено внедрить дифференцированный график начала занятий: часть учебных заведений начнет обучение с 8:00, а часть — с 10:00.
С 15 сентября ряд государственных и квазигосударственных организаций в Астане также перейдут на новый график, чтобы разгрузить транспортные потоки в столице.