Эксперты после саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) отмечают, что Казахстан делает стратегический поворот, акцентируя внимание на искусственном интеллекте как на "новой нефти". Страна постепенно переходит от сырьевого транзита к технологическому сотрудничеству, превращая политические декларации в реальные совместные проекты с партнёрами.
30 августа Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев прибыл в китайский Тяньцзинь для участия в саммите ШОС, где провёл переговоры с председателем Китая Си Цзиньпином. Обсуждались вопросы укрепления торговых, экономических, инвестиционных и культурных связей.
Саммит состоялся 1 сентября, по итогам которого был подписан обширный пакет документов, касающихся стратегии развития организации, безопасности, экономики, цифровых технологий и экологии.
Технологическое сотрудничество вместо сырьевого транзита
Главный эксперт КИСИ при Президенте Алишер Тастенов считает, что саммит в Тяньцзине продемонстрировал переход к более структурированной работе ШОС. В рамках саммита были подписаны документы с планами до 2035 года, включая стратегии в области безопасности, энергетики, цифровых технологий, искусственного интеллекта и зелёной индустрии.
"Если ранее драйверами организации были вопросы расширения членства и координации в сфере безопасности, то сегодня Казахстан предложил перейти к формированию рабочих платформ – специализированных центров, отраслевых дорожных карт и новых механизмов финансирования. Такой подход повышает управляемость процессов и делает организацию более предсказуемой для государств, бизнеса и инвесторов", – отметил эксперт.
Фото пресс-службы Акорды
По словам Тастенова, ШОС теперь работает комплексно в сфере безопасности, охватывая борьбу с терроризмом, экстремизмом, наркотиками и гибридными угрозами. Цифровые технологии и зелёная экономика теперь стоят в одном ряду с традиционной энергетикой, что подчеркивает переход к технологическому сотрудничеству.
"Через инициативы Президента Токаева Казахстан не только вносит вклад в формирование новой повестки, но и помогает ШОС перейти к более зрелой модели сотрудничества – с институциональной глубиной, матричной безопасностью и технологически ориентированным развитием", – добавил Алишер Тастенов.
Укрепление долгосрочных отношений с Китаем
Ведущий эксперт отдела азиатских исследований КИСИ Бауыржан Әукен отметил, что визит Токаева в Китай стал важным шагом для укрепления долгосрочных отношений между двумя странами. По итогам казахско-китайского Делового совета было подписано более 70 документов на сумму свыше 15 миллиардов долларов, что свидетельствует о заинтересованности китайского бизнеса в Казахстане.
Фото пресс-службы Акорды
Әукен также отметил, что расширение использования юаня через Международный финансовый центр "Астана" и идея создания Банка развития ШОС показывают формирование новых источников финансирования, что поможет снижать риски и ускорять инвестиции.
Президент Токаев предложил создать офис ШОС для сопровождения перспективных проектов при МФЦА, чтобы объединить юридические, консалтинговые и финансовые ресурсы и сделать Астану центром поддержки трансрегиональных инициатив.
"Итог визита можно описать как переход от политических деклараций к институционализации доверия. Казахстан и Китай демонстрируют готовность синхронизировать долгосрочные стратегии и одновременно запускать проекты, результаты которых видны уже сегодня. Это придаёт двусторонним отношениям особый вес – они становятся не только инструментом внешней политики, но и фактором внутреннего развития страны", – пояснил Бауыржан Әукен.
Искусственный интеллект как стратегический ресурс
Казахстан поддержал инициативу Китая по созданию международной структуры сотрудничества в области искусственного интеллекта и предложил организовать Экспертный форум ШОС, первую встречу которого планируют провести в Астане в рамках Digital Bridge. Эксперт в области экономики Канат Оспанов подчеркнул, что Казахстан рассматривает искусственный интеллект как стратегический ресурс будущего, который будет определять экономику и геополитику.
"Искусственный интеллект – ресурс, который в ближайшие десятилетия будет определять не только экономику, но и геополитику. Судя по шагам и заявлениям, ставка сделана серьёзная. Вопрос только в том, как быстро страна сможет превратить эти амбиции в реальные проекты и результаты", – считает Канат Оспанов.
По прогнозам, к 2033 году рынок искусственного интеллекта может достичь пяти триллионов долларов, а его доля в глобальной технологической индустрии увеличится до трети.
Фото пресс-службы Акорды
Казахстан как ключевой транзитный хаб Евразии
Финансист Андрей Чеботарёв в своём анализе отметил, что Казахстан стал главным сухопутным мостом между Китаем и Европой, через страну проходит 85 процентов всех континентальных перевозок. По данным Минтранса, к 2030 году объёмы перевозок могут вырасти в пять раз благодаря модернизации железнодорожных узлов, расширению терминалов и внедрению цифровой логистики. В настоящее время транзит приносит стране до 1,5–2 процентов ВВП, и эта доля будет расти.
Для развития логистики Казахстан и Китай реализуют стратегические проекты:
- терминал в порту Ляньюньган, обеспечивающий доступ к морским путям;
- сухой порт в Сиане, соединяющий казахстанские маршруты с регионами Китая;
- внедрение технологий ускоренной перегрузки контейнеров на пограничных переходах Хоргос – Алтынколь и Достык – Алашанькоу.
"Казахстан превращается из "транзитной территории" в полноценный транспортно-логистический центр Евразии, получая новые возможности для инвестиций, роста несырьевого сектора и укрепления геополитического влияния. Это подчеркивается и тем, какие встречи проводит прямо сейчас Глава государства в Китае – он активно встречается с бизнесом, лично привлекая инвестиции в Казахстан", – отметил Чеботарёв.
На заседании Совета глав государств ШОС Токаев подчеркнул важность укрепления стратегического партнёрства и взаимной поддержки между странами, а также необходимость активного развития торговли, экономики и инвестиций.