Поиск

Соответствие GDPR

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший опыт на нашем сайте. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie, Политикой конфиденциальности и Условиями использования.

21 май 2025

Кризис такси в Казахстане: как уличные перевозчики ставят под угрозу стабильность страны

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов предложил пересмотреть требования к иностранным агрегаторам такси, указывая на зависимость казахстанских водителей от них и необходимость снижения комиссий. Он также предложил создать отечественные цифровые приложения.

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов выразил обеспокоенность по поводу влияния иностранных агрегаторов такси на национальную безопасность Казахстана. Он подчеркнул необходимость пересмотра требований к этим платформам, сообщает информационное агентство.

Текущая ситуация

По словам Жайымбетова, стремительное развитие цифровых платформ приводит к упадку автовокзалов и сокращению объемов междугородних перевозок. Таксопарки сталкиваются с банкротством или вынуждены укрупняться.

"Сотни тысяч казахстанских водителей оказались в сильной зависимости от цифровых агрегаторов такси. От каждой оплаченной поездки лишь малая часть остается у отечественного водителя, остальное уходит за рубеж. Определенный процент дохода от этих сервисов, глубоко вошедших в нашу повседневную жизнь, уходит за границу. Будучи зависимыми от них, мы терпим значительные потери во внутреннем финансовом обороте", - отметил депутат в своем запросе.

Он также добавил, что в настоящее время цифровые платформы берут с водителей комиссию в размере 16%, а таксопарки добавляют еще 2-4%. Это приводит к тому, что большая часть дохода уходит на комиссионные, и водители не могут зарабатывать достаточно.

"Зарубежные платформы эффективно используют свои возможности и удерживают большую долю рынка. Отечественные приложения получают мало поддержки и не могут конкурировать. Отсутствие конкуренции сужает выбор потребителей, и вопросы качества и цен остаются нерешенными. На личных приемах граждане жалуются на необоснованный рост тарифов на такси, особенно в праздничные дни или при резком изменении погоды - цены взлетают моментально. Таким образом, зарубежные цифровые платформы выводят из экономического оборота десятки миллиардов тенге, включая средства как водителей, так и пассажиров", - констатировал Жайымбетов.

Депутат считает, что такая ситуация представляет прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны. Он подчеркивает, что монопольное положение на рынке позволяет этим платформам увеличивать доходы без какого-либо контроля и призывает к пересмотру комиссионной политики в сфере цифровых услуг.

Предложения по улучшению

Для решения проблемы Жайымбетов предложил:

  • Создать казахстанские цифровые приложения, привлекая успешные отечественные платформы.
  • Разработать цифровую карту страны как важную инфраструктуру для этого рынка.
  • Ввести ценовое регулирование для крупных агрегаторов такси, снизив комиссии до 3-5%.
  • Регулировать динамическое ценообразование в сфере такси, гражданской авиации и железнодорожных перевозок, учитывая неизменные основные затраты.

"В условиях устойчивой монополии на рынке необходимо ввести ценовое регулирование размера комиссий крупных агрегаторов такси. Необходимо снизить комиссии цифровых платформ до уровня 3-5 процентов. В сфере агрегаторов такси, гражданской авиации и железнодорожных пассажирских перевозок следует регулировать динамическое ценообразование, учитывая, что основные затраты этих услуг остаются неизменными, а меняется только спрос на монопольные услуги", - добавил депутат.

Таким образом, депутат подчеркивает важность защиты национальных интересов и необходимость создания конкурентоспособной среды для отечественных такси-платформ.

Предыдущая новость
Кредитные каникулы: как годовая отсрочка платежей изменит финансовый ландшафт Казахстана
Следующая новость
Новые стандарты образования: как повышение проходного балла на ЕНТ изменит будущее студентов в Казахстане