Кризис такси в Казахстане: как уличные перевозчики ставят под угрозу стабильность страны

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов предложил пересмотреть требования к иностранным агрегаторам такси, указывая на зависимость казахстанских водителей от них и необходимость снижения комиссий. Он также предложил создать отечественные цифровые приложения.
Кризис такси в Казахстане: как уличные перевозчики ставят под угрозу стабильность страны

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов выразил обеспокоенность по поводу влияния иностранных агрегаторов такси на национальную безопасность Казахстана. Он подчеркнул необходимость пересмотра требований к этим платформам, сообщает информационное агентство.

Текущая ситуация

По словам Жайымбетова, стремительное развитие цифровых платформ приводит к упадку автовокзалов и сокращению объемов междугородних перевозок. Таксопарки сталкиваются с банкротством или вынуждены укрупняться.

"Сотни тысяч казахстанских водителей оказались в сильной зависимости от цифровых агрегаторов такси. От каждой оплаченной поездки лишь малая часть остается у отечественного водителя, остальное уходит за рубеж. Определенный процент дохода от этих сервисов, глубоко вошедших в нашу повседневную жизнь, уходит за границу. Будучи зависимыми от них, мы терпим значительные потери во внутреннем финансовом обороте", - отметил депутат в своем запросе.

Он также добавил, что в настоящее время цифровые платформы берут с водителей комиссию в размере 16%, а таксопарки добавляют еще 2-4%. Это приводит к тому, что большая часть дохода уходит на комиссионные, и водители не могут зарабатывать достаточно.

"Зарубежные платформы эффективно используют свои возможности и удерживают большую долю рынка. Отечественные приложения получают мало поддержки и не могут конкурировать. Отсутствие конкуренции сужает выбор потребителей, и вопросы качества и цен остаются нерешенными. На личных приемах граждане жалуются на необоснованный рост тарифов на такси, особенно в праздничные дни или при резком изменении погоды - цены взлетают моментально. Таким образом, зарубежные цифровые платформы выводят из экономического оборота десятки миллиардов тенге, включая средства как водителей, так и пассажиров", - констатировал Жайымбетов.

Депутат считает, что такая ситуация представляет прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны. Он подчеркивает, что монопольное положение на рынке позволяет этим платформам увеличивать доходы без какого-либо контроля и призывает к пересмотру комиссионной политики в сфере цифровых услуг.

Предложения по улучшению

Для решения проблемы Жайымбетов предложил:

  • Создать казахстанские цифровые приложения, привлекая успешные отечественные платформы.
  • Разработать цифровую карту страны как важную инфраструктуру для этого рынка.
  • Ввести ценовое регулирование для крупных агрегаторов такси, снизив комиссии до 3-5%.
  • Регулировать динамическое ценообразование в сфере такси, гражданской авиации и железнодорожных перевозок, учитывая неизменные основные затраты.

"В условиях устойчивой монополии на рынке необходимо ввести ценовое регулирование размера комиссий крупных агрегаторов такси. Необходимо снизить комиссии цифровых платформ до уровня 3-5 процентов. В сфере агрегаторов такси, гражданской авиации и железнодорожных пассажирских перевозок следует регулировать динамическое ценообразование, учитывая, что основные затраты этих услуг остаются неизменными, а меняется только спрос на монопольные услуги", - добавил депутат.

Таким образом, депутат подчеркивает важность защиты национальных интересов и необходимость создания конкурентоспособной среды для отечественных такси-платформ.

Поделиться: