Кризис такси в Казахстане: как уличные перевозчики ставят под угрозу стабильность страны

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов выразил обеспокоенность по поводу влияния иностранных агрегаторов такси на национальную безопасность Казахстана. Он подчеркнул необходимость пересмотра требований к этим платформам, сообщает информационное агентство.
Текущая ситуация
По словам Жайымбетова, стремительное развитие цифровых платформ приводит к упадку автовокзалов и сокращению объемов междугородних перевозок. Таксопарки сталкиваются с банкротством или вынуждены укрупняться.
"Сотни тысяч казахстанских водителей оказались в сильной зависимости от цифровых агрегаторов такси. От каждой оплаченной поездки лишь малая часть остается у отечественного водителя, остальное уходит за рубеж. Определенный процент дохода от этих сервисов, глубоко вошедших в нашу повседневную жизнь, уходит за границу. Будучи зависимыми от них, мы терпим значительные потери во внутреннем финансовом обороте", - отметил депутат в своем запросе.
Он также добавил, что в настоящее время цифровые платформы берут с водителей комиссию в размере 16%, а таксопарки добавляют еще 2-4%. Это приводит к тому, что большая часть дохода уходит на комиссионные, и водители не могут зарабатывать достаточно.
"Зарубежные платформы эффективно используют свои возможности и удерживают большую долю рынка. Отечественные приложения получают мало поддержки и не могут конкурировать. Отсутствие конкуренции сужает выбор потребителей, и вопросы качества и цен остаются нерешенными. На личных приемах граждане жалуются на необоснованный рост тарифов на такси, особенно в праздничные дни или при резком изменении погоды - цены взлетают моментально. Таким образом, зарубежные цифровые платформы выводят из экономического оборота десятки миллиардов тенге, включая средства как водителей, так и пассажиров", - констатировал Жайымбетов.
Депутат считает, что такая ситуация представляет прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны. Он подчеркивает, что монопольное положение на рынке позволяет этим платформам увеличивать доходы без какого-либо контроля и призывает к пересмотру комиссионной политики в сфере цифровых услуг.
Предложения по улучшению
Для решения проблемы Жайымбетов предложил:
- Создать казахстанские цифровые приложения, привлекая успешные отечественные платформы.
- Разработать цифровую карту страны как важную инфраструктуру для этого рынка.
- Ввести ценовое регулирование для крупных агрегаторов такси, снизив комиссии до 3-5%.
- Регулировать динамическое ценообразование в сфере такси, гражданской авиации и железнодорожных перевозок, учитывая неизменные основные затраты.
"В условиях устойчивой монополии на рынке необходимо ввести ценовое регулирование размера комиссий крупных агрегаторов такси. Необходимо снизить комиссии цифровых платформ до уровня 3-5 процентов. В сфере агрегаторов такси, гражданской авиации и железнодорожных пассажирских перевозок следует регулировать динамическое ценообразование, учитывая, что основные затраты этих услуг остаются неизменными, а меняется только спрос на монопольные услуги", - добавил депутат.
Таким образом, депутат подчеркивает важность защиты национальных интересов и необходимость создания конкурентоспособной среды для отечественных такси-платформ.
-
Какие улицы Алматы станут лабиринтом до 1 сентября?9-06-2025, 17:44 21
-
Ночной огненный танец в Алматы: пламя унесло жизнь и разрушило покой12-06-2025, 01:44 18
-
Землетрясение в Алматы: правда или паника в соцсетях?14-06-2025, 10:44 11
-
Герой из Алматы: как один человек предотвратил трагедию и изменил жизни соседей5-06-2025, 12:04 181