Парковка как роскошь: как дефицит мест для автомобилей угрожает комфортной жизни казахстанцев

В крупных городах Казахстана стоимость парковочных мест сопоставима с ценой квартир. Эксперт отмечает, что паркинги не растут в цене так быстро, как жилье, из-за недостатка мест и устаревших строительных норм. Проблема нехватки парковок актуальна и за границей.
Парковка как роскошь: как дефицит мест для автомобилей угрожает комфортной жизни казахстанцев

Сегодня владеть автомобилем становится проще, чем найти для него место. В крупных городах Казахстана, таких как Астана, Алматы и Шымкент, стоимость парковочного места сопоставима с ценой на квартиру, а свободные участки во дворах все чаще становятся предметом споров. Почему паркинги стоят миллионы, а мест на всех не хватает, разбирался корреспондент.

Цены на паркинги в мегаполисах

По словам эксперта в области недвижимости, директора консалтинговой компании Льва Тетина, цены на паркинги в Астане, Алматы и Шымкенте примерно одинаковы.

"В Астане стоимость варьируется от 1 до 15 миллионов тенге – паркинг здесь может стоить как однокомнатная квартира. В Алматы ситуация аналогичная. В Шымкенте паркинг можно найти по цене от 1 до 10 миллионов. Если говорить о средней стоимости паркингов, то во всех трех городах она примерно одинаковая: от 3 до 5 миллионов", - рассказал эксперт.

Будут ли паркинги дорожать?

Тетин отметил, что стоимость паркингов не растет параллельно с ценами на жилье: места для автомобилей всегда отстают. Это связано с тем, что паркинг не является выгодной инвестицией – аренда в Астане обходится в 15-40 тысяч тенге в месяц. За 40 тысяч можно снять место в элитном жилом комплексе, где квартир больше, а парковочных мест меньше.

Фото: depositphotos.com

"В Алматы примерно те же самые показатели. Основная часть населения не готова платить за паркинги, так как это дополнительная финансовая нагрузка при покупке жилья", - отметил эксперт.

Наибольший спрос на паркинги наблюдается с наступлением холодов, особенно в Астане. Поэтому, по словам Тетина, цены на них меняются не так динамично, как на жилье.

Почему не хватает мест для парковки?

Часто люди покупают автомобили, но сталкиваются с проблемой отсутствия парковочных мест. Во дворах места могут быть заняты, а на внутридомовых парковках у каждого места уже есть свой владелец. Иногда проще продать машину, чем найти для нее место.

"Количество паркингов в жилых комплексах регламентируется действующими строительными нормами и правилами (СНиПами). В классификаторе жилья есть коэффициент, привязанный к площади жилого комплекса. Соответственно, чем дороже жилье, тем больше парковочных мест должно быть. Однако паркинг – это всегда затратная часть любого строительного проекта, поскольку его маржинальная доходность - разница между себестоимостью и стоимостью при продаже - не такая большая. По этой причине лишних паркингов не строит никто. Некоторые застройщики оформляют разрешительные документы на жилье класса эконом или комфорт, поскольку там парковочных мест меньше. А по факту такие объекты позиционируются как жилье бизнес-класса или даже элитное", - пояснил Тетин.

Недостаток паркингов также связан с устаревшими СНиПами и стандартами строительства.

"Площадь одного парковочного места должна быть около 20 квадратных метров, но этот показатель часто не соблюдается. В некоторых проектах она может быть 17 или даже 16 квадратных метров. Это приводит к неудобствам, например, трудно открыть дверь автомобиля", - добавил эксперт.

Ситуация за границей

В европейских странах существуют поправочные коэффициенты, которые учитывают рост числа автомобилей, что позволяет увеличивать требования к застройке и количеству парковочных мест. Тем не менее, и в Европе наблюдаются проблемы с паркингами.

"Эта проблема характерна для любого мегаполиса нашей планеты", - констатировал Лев Тетин.

Проблемы во дворах

Во дворах, где нет шлагбаумов, ситуация усугубляется тем, что парковочные места нередко занимают посторонние водители.

Фото: depositphotos, автор Stocksolutions

"Мы постоянно с этим сталкиваемся, эти отношения никак не регламентируются. Основная проблема не только в том, что вы не можете припарковаться в собственном дворе, но и в неудобствах для пешеходов. Машины перекрывают тротуары, портят внешний вид дворовых территорий. Это огромная проблема, которой в первую очередь должны озадачиться управления и отделы архитектуры акиматов", - заключил эксперт.

Лев Тетин - генеральный директор консалтинговой компании, известный казахстанский эксперт в сфере недвижимости. Тетин регулярно дает прогнозы казахстанским СМИ касательно цен на недвижимость.

Поделиться: