Перегруженность Алматы и три возможных сценария его развития

В Алматы рассматриваются три сценария развития города: фантастический с "умным" мегаполисом к 2070 году, оптимистичный с улучшенной инфраструктурой к 2050 году и реалистичный с обновлением транспорта к 2030 году. Эксперты подчеркивают важность развития общественного транспорта и полицентричности за пределами города.
Перегруженность Алматы и три возможных сценария его развития
grid Краткий пересказ материала Этот текст был создан ИИ
  • В материале рассматриваются три направления развития Алматы: фантастическое, оптимистичное и реалистичное, с целью решения проблем перенаселенности и улучшения инфраструктуры.
  • Фантастическое направление предполагает создание "умного" мегаполиса с вертикальными экогородами и маглев-транспортом к 2070 году.
  • Оптимистичное направление подразумевает устойчивое развитие Алматы с улучшенной транспортной системой, переселением из ветхого жилья и созданием рабочих мест в каждом районе к 2050 году.
  • Реалистичное направление включает обновление существующего общественного транспорта, улучшение инфраструктуры и развитие полицентричности Алматы к 2030 году.
  • Эксперты подчеркивают необходимость развития общественного транспорта и создания самодостаточных окраин для решения проблемы пробок и улучшения экологии.
  • Также рассматривается создание городов-спутников вокруг Алматы, таких как "Алатау сити", что позволит разгрузить инфраструктуру мегаполиса и создать комфортные зоны жизни за его пределами.
  • Проект "Алатау сити" включает умный город с деловыми, научными, промышленными и развлекательными районами, рассчитанным на миллион жителей и более к 2050 году.

Представьте себе, что в Алматы жители могут жить в вертикальных минигородах с полным набором удобств: от детских садов до спортивных залов и медицинских учреждений. На крышах расположены фермы, а отходы перерабатываются в энергию. Такой концепт кажется фантастическим, но некоторые города мира уже внедряют подобные решения. В этом материале эксперты рассматривают три сценария развития Алматы: фантастический, оптимистичный и реалистичный.

Вопрос перегруженности города

За последние 15 лет население Алматы возросло почти вдвое. Если в 2010 году в городе проживало 1 390 610 людей, то к 2025-му это число возросло до 2 292 055. Местные жители отмечают, что Алматы стал переполнен, приводя в пример бесконечные пробки и перегруженность общественного транспорта. Эти наблюдения подтверждены официальной статистикой.

Пробки в АлматыПробки в Алматы

При этом по показателю плотности населения Алматы не является перенаселенным. В городе на квадратный километр проживает 3350 человек, что значительно ниже, чем в Ташкенте, где плотность составляет 8000 человек, и в других крупных мировых городах. Эксперты подчеркивают, что основная проблема связана не с количеством людей, а с недостатком инфраструктуры.

История развития Алматы

Город развивался очень быстро, что привело к неравномерному распределению инфраструктуры. Эксперты полагают, что это связано с тем, что после Второй мировой войны Алматы начали застраивать индустриально, что привело к многочисленным вызовам: инфраструктура начала отставать от темпов роста города.

"После войны город строился очень быстро, и когда добавлялись новые районы, предшествующие оставались без должного внимания", – говорит эксперт.

Первое изображение демонстрирует Алматы в 1931 году, второе – в 2025-ом. Сравнение этих картинок показывает, как изменился город за 100 лет.

Перемещая бегунок, можно наблюдать, как изменилась плотность застройки. Нужно учитывать, что это тихий район с частным сектором.

Владимир Филатов указывает, что такое расширение Алматы привело к смешиванию частного сектора и городской застройки, а также создало проблемы с миграцией и пробками.

Отметим, что миграция – это регулярные перемещения людей между местом жительства и работой, и они часто происходят из-за пространственного расстояния между ними.

Эксперт подчеркивает, что все районов Алматы должны быть равномерно развиты, иначе это приведет к неравенству в качестве жизни и инфраструктуре.

Возможные решения: три сценария

Фантастический сценарий

2070 год. Алматы стал "умным" мегаполисом:

  • Жители живут в вертикальных экогородах, где имеются все удобства — от образовательных учреждений до медицинских.
  • Экогороды обеспечивают самодостаточность, не требуя поездок в другие части города.
  • Домовые конструкции имеют антисейсмические свойства.
  • На балконах и крышах есть сады и фермы для местного сельского хозяйства. Энергия собирается с помощью солнечных панелей, а вода и отходы перерабатываются.
  • К коммунальным службам применяется искусственный интеллект, который предсказывает проблемы, прежде чем они возникнут.
  • Вся городская инфраструктура связана с единым цифровым ядром управления.
  • Разработаны климат-контрольные системы для создания комфортной городской атмосферы.
  • Интегрированы современные технологии для сбора дождевой воды через специальные фильтры.
  • Пользование личным автомобилем стало минимальным, так как общественный транспорт и велоинфраструктура развиты.
  • Проблемы экологии и качества воздуха решены.
  • Горы стали частью городской инфраструктуры, предлагая рекреационные зоны с легким доступом.
  • Большинство жителей живут в "умных" городах-спутниках, где также имеются рабочие места и услуги.

Несмотря на то, что этот сценарий выглядит как некий идеал, некоторые технологии уже применяются в разных странах. Например, первая магнитная дорога в мире была построена в 1984 году в Германии.

Қазақстан также имеет разработки в сфере "умных" городов и экогородов.

Одним из примеров является экогород Nye в Дании, состоящий большей частью из зеленой зоны, обустроенной для пешеходов и велосипедистов. Здесь осуществляется переработка воды для хозяйственных нужд, что делает него устойчивая система.

Город NyeГород Nye

Еще одним проектом является Масдар в Арабских Эмиратах, который фокусируется на использовании возобновляемых источников энергии и минимизации выбросов углерода, также предлагая условия для отказа от личных автомобилей.

Проект с 2006 года все еще находится в стадии реализации.

Оптимистичный сценарий

2050 год. Алматы — зеленый и уютный город, который решает свои проблемы устойчиво:

  • Произведено значительное обновление общественного транспорта, внедрен новый подход к проектированию.
  • Завершена программа по переселению из ветхих домов и создание нового жилья.
  • Развивается воздушный транспорт для городских нужд.
  • Каждый район имеет необходимую инфраструктуру и создает рабочие места.
  • Обновлены старые коммуникации, адаптированные к изменениям во климате.

Этот сценарий основан на мнении экспертов и мировом опыте. Одной из главных тем обсуждения остаются вопросы строительства и застройки. Эксперты подчеркивают важность уплотняющей застройки, при этом противостоя стереотипам о том, что она негативно сказывается на городе.

Эксперт Владислав Филатов говорит, что основное внимание следует уделять уплотняющей застройке в нужных местах, обеспечивая жильем и инфраструктурой необходимые районы.

Кроме этого, эксперты указывают на необходимость улучшения ситуации с личным транспортом и плотной застройкой, чтобы сделать Алматы более удобным для жизни.

Современный АлматыСовременный Алматы

Эксперт Диас Маратулы считает, что Алматы имеет потенциал для решения вопросов, связанных с развитием, но необходимо создавать условия для инфраструктуры, чтобы привлекать людей и предприятия.

Маратулы отмечает, что строительство новых жилых комплексов должно осуществляться грамотно, чтобы избежать появления пробок и проблем с экологией.

Реалистичный сценарий

2040 год. Алматы – это городской центр, где проблемы решаются последовательно:

  • Запущены новые автобусные маршруты, развивается велоинфраструктура, вводятся платные парковки.
  • Постепенно обновляются дороги и коммуникационные системы, свалки ликвидируются.
  • Старое жилье заменяется на современное в новых ЖК.
  • Новые районы на окраинах получают развивающуюся инфраструктуру и внедряется полицентричность.

Много реализаций этого сценария уже обсуждаются в Генплане и других документах. Архитектор Филатов предлагает продолжить улучшение общественного транспорта и микромобильности, чтобы снизить неравенство в районах Алматы.

Приведены примеры мировых городов, которые добились успеха в этой области.

Хорошие примеры городов, которые решили проблему общественного транспорта, включают Стамбул и Москву.

Маратулы делится идеями о том, как сделать парковую инфраструктуру более удобной, изменяя стоимость парковки в зависимости от спроса.

Некоторые изменения могут быть быстрыми, например, изменение знаков на дорогах или улучшение дорожных условий.

Специалисты подчеркивают необходимость комплексного подхода к развитию Алматы, включая создание самодостаточных городов-спутников для снижения нагрузки на мегаполис.

Развитие районов

Создается по пять полицентров, каждый из которых будет выполнять свою назначенную функцию.

"Север"

Будет охватывать Жетысуский и Турксибский районы, предлагая редевелопмент промышленных зон.

"Восточные ворота"

Рядом с аэропортом развивается логистический хаб для соединения различных видов транспорта.

"Исторический центр"

Будет проведено благоустройство и реставрация исторических зданий, что улучшит туристическую инфраструктуру.

"Запад"(поселок Боралдай)

Новый район с индустриальными возможностями и развитой инфраструктурой для жизни.

Эксперты подчеркивают, что лишь с грамотным развитием городов-спутников можно решить проблемы Алматы.

Важно помнить, что Алматы является центром агломерации, с большим количеством машин, которые создают нагрузку на инфраструктуру. Миграция и наплыв людей следует учитывать при планировании городской стратегии.

Концепция "Алатау сити" предполагает создание города, который станет отдельным, но связанным с Алматы, где будут созданы все условия для жизни.

  • Gate District – деловой центр с выгодными условиями для бизнеса.
  • Golden District – центр образования и медицины.
  • Growing District – научно-производственный хаб.
  • Green District – развлекательная и зеленая зона.

Ожидается, что к 2030 году население "Алатау сити" составит 393 700 человек, а к 2050-му – уже 2 040 000. Это даст возможность создавать рабочие места и улучшит качество жизни как в новом городе, так и в Алматы.

Таким образом, если полицентричность и проекты, такие как "Алатау сити", будут реализованы, это позволит Алматы развиваться по оптимистичному сценарию.

Как будет развиваться Алматы? Уменьшится ли перенаселенность или улучшится ли инфраструктура — остается открытым вопросом.