Перегруженность Алматы и три возможных сценария его развития


- В материале рассматриваются три направления развития Алматы: фантастическое, оптимистичное и реалистичное, с целью решения проблем перенаселенности и улучшения инфраструктуры.
- Фантастическое направление предполагает создание "умного" мегаполиса с вертикальными экогородами и маглев-транспортом к 2070 году.
- Оптимистичное направление подразумевает устойчивое развитие Алматы с улучшенной транспортной системой, переселением из ветхого жилья и созданием рабочих мест в каждом районе к 2050 году.
- Реалистичное направление включает обновление существующего общественного транспорта, улучшение инфраструктуры и развитие полицентричности Алматы к 2030 году.
- Эксперты подчеркивают необходимость развития общественного транспорта и создания самодостаточных окраин для решения проблемы пробок и улучшения экологии.
- Также рассматривается создание городов-спутников вокруг Алматы, таких как "Алатау сити", что позволит разгрузить инфраструктуру мегаполиса и создать комфортные зоны жизни за его пределами.
- Проект "Алатау сити" включает умный город с деловыми, научными, промышленными и развлекательными районами, рассчитанным на миллион жителей и более к 2050 году.
Представьте себе, что в Алматы жители могут жить в вертикальных минигородах с полным набором удобств: от детских садов до спортивных залов и медицинских учреждений. На крышах расположены фермы, а отходы перерабатываются в энергию. Такой концепт кажется фантастическим, но некоторые города мира уже внедряют подобные решения. В этом материале эксперты рассматривают три сценария развития Алматы: фантастический, оптимистичный и реалистичный.
Вопрос перегруженности города
За последние 15 лет население Алматы возросло почти вдвое. Если в 2010 году в городе проживало 1 390 610 людей, то к 2025-му это число возросло до 2 292 055. Местные жители отмечают, что Алматы стал переполнен, приводя в пример бесконечные пробки и перегруженность общественного транспорта. Эти наблюдения подтверждены официальной статистикой.
Пробки в Алматы
При этом по показателю плотности населения Алматы не является перенаселенным. В городе на квадратный километр проживает 3350 человек, что значительно ниже, чем в Ташкенте, где плотность составляет 8000 человек, и в других крупных мировых городах. Эксперты подчеркивают, что основная проблема связана не с количеством людей, а с недостатком инфраструктуры.
История развития Алматы
Город развивался очень быстро, что привело к неравномерному распределению инфраструктуры. Эксперты полагают, что это связано с тем, что после Второй мировой войны Алматы начали застраивать индустриально, что привело к многочисленным вызовам: инфраструктура начала отставать от темпов роста города.
"После войны город строился очень быстро, и когда добавлялись новые районы, предшествующие оставались без должного внимания", – говорит эксперт.
Первое изображение демонстрирует Алматы в 1931 году, второе – в 2025-ом. Сравнение этих картинок показывает, как изменился город за 100 лет.
Перемещая бегунок, можно наблюдать, как изменилась плотность застройки. Нужно учитывать, что это тихий район с частным сектором.
Владимир Филатов указывает, что такое расширение Алматы привело к смешиванию частного сектора и городской застройки, а также создало проблемы с миграцией и пробками.Отметим, что миграция – это регулярные перемещения людей между местом жительства и работой, и они часто происходят из-за пространственного расстояния между ними.
Эксперт подчеркивает, что все районов Алматы должны быть равномерно развиты, иначе это приведет к неравенству в качестве жизни и инфраструктуре.
Возможные решения: три сценария
Фантастический сценарий
2070 год. Алматы стал "умным" мегаполисом:
- Жители живут в вертикальных экогородах, где имеются все удобства — от образовательных учреждений до медицинских.
- Экогороды обеспечивают самодостаточность, не требуя поездок в другие части города.
- Домовые конструкции имеют антисейсмические свойства.
- На балконах и крышах есть сады и фермы для местного сельского хозяйства. Энергия собирается с помощью солнечных панелей, а вода и отходы перерабатываются.
- К коммунальным службам применяется искусственный интеллект, который предсказывает проблемы, прежде чем они возникнут.
- Вся городская инфраструктура связана с единым цифровым ядром управления.
- Разработаны климат-контрольные системы для создания комфортной городской атмосферы.
- Интегрированы современные технологии для сбора дождевой воды через специальные фильтры.
- Пользование личным автомобилем стало минимальным, так как общественный транспорт и велоинфраструктура развиты.
- Проблемы экологии и качества воздуха решены.
- Горы стали частью городской инфраструктуры, предлагая рекреационные зоны с легким доступом.
- Большинство жителей живут в "умных" городах-спутниках, где также имеются рабочие места и услуги.
Несмотря на то, что этот сценарий выглядит как некий идеал, некоторые технологии уже применяются в разных странах. Например, первая магнитная дорога в мире была построена в 1984 году в Германии.
Қазақстан также имеет разработки в сфере "умных" городов и экогородов.
Одним из примеров является экогород Nye в Дании, состоящий большей частью из зеленой зоны, обустроенной для пешеходов и велосипедистов. Здесь осуществляется переработка воды для хозяйственных нужд, что делает него устойчивая система.
Город Nye
Еще одним проектом является Масдар в Арабских Эмиратах, который фокусируется на использовании возобновляемых источников энергии и минимизации выбросов углерода, также предлагая условия для отказа от личных автомобилей.
Проект с 2006 года все еще находится в стадии реализации.
Оптимистичный сценарий
2050 год. Алматы — зеленый и уютный город, который решает свои проблемы устойчиво:
- Произведено значительное обновление общественного транспорта, внедрен новый подход к проектированию.
- Завершена программа по переселению из ветхих домов и создание нового жилья.
- Развивается воздушный транспорт для городских нужд.
- Каждый район имеет необходимую инфраструктуру и создает рабочие места.
- Обновлены старые коммуникации, адаптированные к изменениям во климате.
Этот сценарий основан на мнении экспертов и мировом опыте. Одной из главных тем обсуждения остаются вопросы строительства и застройки. Эксперты подчеркивают важность уплотняющей застройки, при этом противостоя стереотипам о том, что она негативно сказывается на городе.
Эксперт Владислав Филатов говорит, что основное внимание следует уделять уплотняющей застройке в нужных местах, обеспечивая жильем и инфраструктурой необходимые районы.
Кроме этого, эксперты указывают на необходимость улучшения ситуации с личным транспортом и плотной застройкой, чтобы сделать Алматы более удобным для жизни.
Современный Алматы
Эксперт Диас Маратулы считает, что Алматы имеет потенциал для решения вопросов, связанных с развитием, но необходимо создавать условия для инфраструктуры, чтобы привлекать людей и предприятия.
Маратулы отмечает, что строительство новых жилых комплексов должно осуществляться грамотно, чтобы избежать появления пробок и проблем с экологией.
Реалистичный сценарий
2040 год. Алматы – это городской центр, где проблемы решаются последовательно:
- Запущены новые автобусные маршруты, развивается велоинфраструктура, вводятся платные парковки.
- Постепенно обновляются дороги и коммуникационные системы, свалки ликвидируются.
- Старое жилье заменяется на современное в новых ЖК.
- Новые районы на окраинах получают развивающуюся инфраструктуру и внедряется полицентричность.
Много реализаций этого сценария уже обсуждаются в Генплане и других документах. Архитектор Филатов предлагает продолжить улучшение общественного транспорта и микромобильности, чтобы снизить неравенство в районах Алматы.
Приведены примеры мировых городов, которые добились успеха в этой области.
Хорошие примеры городов, которые решили проблему общественного транспорта, включают Стамбул и Москву.
Маратулы делится идеями о том, как сделать парковую инфраструктуру более удобной, изменяя стоимость парковки в зависимости от спроса.
Некоторые изменения могут быть быстрыми, например, изменение знаков на дорогах или улучшение дорожных условий.
Специалисты подчеркивают необходимость комплексного подхода к развитию Алматы, включая создание самодостаточных городов-спутников для снижения нагрузки на мегаполис.
Развитие районов
Создается по пять полицентров, каждый из которых будет выполнять свою назначенную функцию.
"Север"
Будет охватывать Жетысуский и Турксибский районы, предлагая редевелопмент промышленных зон.
"Восточные ворота"
Рядом с аэропортом развивается логистический хаб для соединения различных видов транспорта.
"Исторический центр"
Будет проведено благоустройство и реставрация исторических зданий, что улучшит туристическую инфраструктуру.
"Запад"(поселок Боралдай)
Новый район с индустриальными возможностями и развитой инфраструктурой для жизни.
Эксперты подчеркивают, что лишь с грамотным развитием городов-спутников можно решить проблемы Алматы.
Важно помнить, что Алматы является центром агломерации, с большим количеством машин, которые создают нагрузку на инфраструктуру. Миграция и наплыв людей следует учитывать при планировании городской стратегии.
Концепция "Алатау сити" предполагает создание города, который станет отдельным, но связанным с Алматы, где будут созданы все условия для жизни.
- Gate District – деловой центр с выгодными условиями для бизнеса.
- Golden District – центр образования и медицины.
- Growing District – научно-производственный хаб.
- Green District – развлекательная и зеленая зона.
Ожидается, что к 2030 году население "Алатау сити" составит 393 700 человек, а к 2050-му – уже 2 040 000. Это даст возможность создавать рабочие места и улучшит качество жизни как в новом городе, так и в Алматы.
Таким образом, если полицентричность и проекты, такие как "Алатау сити", будут реализованы, это позволит Алматы развиваться по оптимистичному сценарию.
Как будет развиваться Алматы? Уменьшится ли перенаселенность или улучшится ли инфраструктура — остается открытым вопросом.
-
Герой из Алматы: как один человек предотвратил трагедию и изменил жизни соседей5-06-2025, 12:04 165
-
Новые реалии: как июнь 2025 года перевернёт повседневность казахстанцев1-06-2025, 08:44 27
-
Новый символ Алматы: как гигантский флаг изменит восприятие города4-06-2025, 20:44 14
-
Герой из Алматы: как один человек предотвратил трагедию и изменил жизни соседей5-06-2025, 12:04 165
-
Транспортный ребус Алматы: как новые маршруты автобусов изменят жизнь горожан26-05-2025, 11:44 50