Поиск

Соответствие GDPR

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший опыт на нашем сайте. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie, Политикой конфиденциальности и Условиями использования.

10 май 2025

Правительство и депутаты обсуждают вопросы налогообложения и то, что включено в новый кодекс

В Казахстане обсуждают налогово-бюджетную реформу, обусловленную бюджетным дефицитом. Основное внимание уделяется изменениям в Налоговом кодексе, включая повышение ставки НДС до 16% и изменения в налоговом администрировании. Депутаты работают над компромиссами, учитывая интересы бизнеса и населения.
```html

В Казахстане идет подготовка к налогово-бюджетной реформе, которая вызывает множество споров как в кулуарах, так и на официальном уровне. Правительство и депутаты Парламента обсуждают свои предложения и вносят поправки в новый проект Налогового кодекса. О том, что именно предлагали члены правительства и какие изменения внесли депутаты, рассказал депутат Мажилиса Берик Бейсенгалиев.

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса в первом чтении будут рассмотрены поправки в Налоговый кодекс. Мы встретились с Бериком Бейсенгалиевым, руководителем рабочей группы, сразу после заседания, на котором обсуждались эти поправки.

- Берик Турсынбекович, здравствуйте. Давайте поговорим о новом проекте Налогового кодекса, который был представлен в Парламент в сентябре прошлого года, а поправки внесли в феврале 2025 года. Какие изменения произошли за это время?

- Проект Налогового кодекса был представлен в сентябре и разработан в соответствии с Посланием Президента. Его цель — сделать налоговую систему более понятной, предсказуемой и справедливой. С сентября по февраль мы смогли рассмотреть почти весь текст кодекса — более 1000 страниц и 882 статьи. В феврале правительство объявило о налогово-бюджетной реформе из-за дефицита бюджета в 10 триллионов тенге.

Поступления налогов не покрывают наши расходы, и каждый год нам приходится дополнительно привлекать средства из Национального фонда и брать займы на внутреннем рынке, чтобы покрыть дефицит. Общий бюджет составляет около 25 триллионов тенге, из которых 16 триллионов — это налоговые поступления. Остальные средства закрываются за счет заемных ресурсов. Каждый год ситуация ухудшается, и разрыв увеличивается. Это требует решений. Правительство решило увеличить налоговую нагрузку на некоторые сектора экономики и улучшить сбор налогов.

Например, в странах ОЭСР налоговые поступления составляют в среднем 34 процента от ВВП. Во Франции — 45,6 процента, в Бельгии — 44,8 процента, в Дании — 44,1 процента, в России — 21,4 процента, а в Казахстане — всего 15,3 процента. Даже в Кыргызстане этот показатель выше — 22 процента. Таким образом, у нас налоговая нагрузка значительна ниже, что и стало стимулом для реформы.

- Основной вопрос — ставка НДС. Правительство предлагает ввести дифференцированную ставку с максимальным значением в 16 процентов. Депутаты согласны с этой позицией? Какой итоговый вариант?

- Ставка НДС действительно является ключевым моментом налоговой реформы. Правительство предложило дифференцированную ставку с максимум 16 процентов, и такое решение считается приемлемым для экономики. Некоторые депутаты выступают за постепенное введение — например, сначала 14 процентов, затем 16. Однако необходимо учесть интересы людей, бизнеса и бюджета, так как почти 38 процентов бюджета идёт на социальные нужды: пенсии, пособия, здравоохранение, образование и культуру. В следующем году расходы на социальную сферу могут превысить 40 процентов.

Для сравнения, если посмотреть на другие страны, 16 процентов — это меньше, чем в России и Беларуси, где ставка составляет 20 процентов и 10 процентов на социальные товары. В Узбекистане и Кыргызстане сейчас ставка составляет 12 процентов. В Евросоюзе средняя ставка — 21,8 процента, в Венгрии — 27 процентов, в Дании и Швеции — 25 процентов, а в Германии — 19 процентов. Получается, что наша ставка меньше, и большинство участников согласны на 16 процентов, если правительство учтёт другие важные моменты.

- Не возникает ли разногласий по поводу размера ставки?

- Разногласий по самой ставке как таковой нет. Люди обсуждают возможность поэтапного её повышения. Однако, чтобы немедленно наполнить бюджет и выполнить обязательства, вероятнее всего ставка будет введена сразу в 2026 году — 16 процентов без этапов.

- Если ставка будет дифференцированной, кто будет платить меньше, а кто больше?

- Предложено две ставки: 16 процентов и 10 процентов. Ставка 16 процентов — это общая, 10 процентов — для медицинских услуг и лекарств. Раз большинство медицинских услуг покрывается за счёт бюджета, депутаты считают, что обложение медицины НДС нецелесообразно, так как цены на медицинские услуги вырастут.

Правительство готово освободить от НДС жизненно важные лекарства. В этом вопросе ещё идут споры. Мы продолжаем обсуждать, какие именно сферы подлежат обложению. Рассматривался и вариант поэтапного введения НДС для медицинских услуг — с небольшим повышением в течение пяти лет.

Что касается НДС для аграрного сектора, предлагается установить его на уровне 0 процентов. В настоящее время они пользуются льготами 70 процентов, что выгоднее. Поэтому есть предложения оставит существующий режим для аграриев, так как нулевая ставка может повысить их затраты на производство.

- Каков предполагаемый порог для НДС и почему?

- Правительство предлагает установить порог для участников НДС на уровне 3 800 МРП (примерно 15 миллионов тенге). Сейчас этот порог составляет 20 000 МРП (около 78,6 миллиона тенге). Если снизить его до 3 800, то новых плательщиков станет около 300 тысяч.

Аргументы правительства заключаются в том, что высокий порог позволяет регистрировать множество компаний, не достигая порога НДС. Если порог будет ниже, то компании вынуждены будут объединяться, что сократит количество регистраций. Хотя имеется и предложение уменьшить порог до 10 000 МРП (39,3 миллиона тенге), так как 15 миллионов — это слишком низкий уровень для начала предпринимательства.

Однако некоторые депутаты считают, что порог в 15 миллионов занижен, и рекомендуют правительству увеличить его хотя бы вдвое.

- Повышение НДС с 12 до 16 процентов может привести к росту цен. Не переживаете ли вы за конечных потребителей?

- Да, увеличение НДС приведёт к росту цен, так как бизнес не сможет покрыть дополнительные расходы самим. Это отразится и на инфляции, которая может достичь 12,5-13 процентов в перспективе.

Таким образом, рост цен, скорее всего, коснется всего рынка, так как на каждой стадии производственной цепочки есть плательщики НДС.

- Как реагируют предприниматели на предложенные изменения?

- Мнения разделяются. Важно понимать, что никто не любит платить налоги. Многие бизнесмены справедливо замечают, что просто требуется лучшее администрирование налогов. Есть также предприниматели, для которых эти изменения создадут дополнительные финансовые болевые точки.

- Каковы последствия для бизнеса, если предложенные вами поправки будут приняты?

- Порог в 15 миллионов — это низкий уровень. Если он останется прежним, некоторые компании будут закрываться, так как они не смогут соответствовать новым требованиям. Это касается не только малых предприятий, но и тех, кто использует оптимизацию.

- Есть ли планы ужесточить требования к открытию ИП?

- Правительство рассматривает несколько блоков инициатив, которые затронут порядок регистрации ИП. Ожидается, что ужесточение будет в одном из следующих блоков, чтобы ограничить дробление бизнеса.

- Сколько предпринимателей смогут зарегистрироваться после всех изменений?

- Это зависит от установленного порога. Если он останется 15 миллионов, то около 300 тысяч бизнесменов встанут на учет. Если поднимем до 40 миллионов, то число будет значительно ниже — 100-150 тысяч.

- Будет ли предоставлен переходный период для новых плательщиков НДС?

- Обсуждается возможность обучения и подготовки всех новых плательщиков, чтобы они могли эффективно работать с НДС. Обучение будет бесплатным, и ожидается, что налоговые органы помогут им в этом процессе.

С учетом будущего роста числа компаний-плательщиков НДС, потребуются дополнительные бухгалтеры. Мы обратились в Министерство науки и высшего образования и Минтруда с просьбой учесть эту потребность при подготовке кадров.

- Сколько специалистов будет востребовано на рынке?

- Потребность в бухгалтерах определённо возрастет, потому что любая организация нуждается в бухгалтерском учёте. В связи с новыми требованиями, спрос на квалифицированных специалистов станет ещё выше.

На рынке могут появиться обучение и курсы для бухгалтеров, так как появится полгода для их подготовки до 1 января 2026 года.

- Что произойдёт с действующими специальными налоговыми режимами?

- Для самозанятых изменений не будет. Проект кодекса предлагает ставку 4 процента от дохода, включая пенсионные и социальные взносы. Это доступно для 30 видов деятельности, не требующих регистрации ИП.

Объединены упрощенная декларация и розничный налог, условия остаются удобными. Они могут вести учет при доходе до 600 000 МРП в год. При этом отменены ограничения по числу наемных работников.

В отношении крестьянских хозяйств ставка налога остаётся на уровне 0,5 процента от дохода, однако происходит изменение по налоговым обязательствам и уплате.

- Как будет определяться понятие "роскошь" в новых налогах?

- Повышенные ставки будут введены на имущество стоимостью свыше 450 миллионов тенге. Для предметов роскоши, таких как автомобили выше 75 миллионов тенге или яхты выше 100 миллионов тенге, будет применяться акциз в размере 10 процентов на сумму превышения.

Стоимость будет определяться на основании таможенных деклараций и договоров купли-продажи.

- Каковы последствия для коррупционных рисков с изменением плановых проверок?

- Планов по проведению проверок больше не будет. Налоговые органы будут проверять деятельность в зависимости от анализа данных, но это должно минимизировать взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами.

- Депутаты предложили повысить госпошлину на развод. Зачем это делать?

- Это шаг к осознанному подходу к разводу и может снизить число необоснованных разводов среди молодежи.

Примечание: 5 МРП — это 19 660 тенге в 2025 году. Сейчас расторгнуть брак стоит 1 966 тенге.

- Какие положительные изменения улучшат налоговую систему?

- Предлагается снизить отчетность на 30 процентов и ввести новые правила для налоговой отчетности. За непредставление отчетов в срок такие отчеты будут считаться представленными с нуля.

Увеличены и дифференцированы методы взыскания налогов, а также введется автоматизированный контроль над электронными счетами-фактурами. Это сделает процесс более удобным и уменьшит количество ошибок.

Предложено отменить представление расчета по налогам, если размер обязательств меньше 1 миллиона тенге. Теперь будет достаточно годовой декларации, уплата будет осуществляться один раз в год.

Новая система управления рисками сделает удобнее исполнение обязательств для добросовестных налогоплательщиков.

- Каково общее мнение по поводу изменений в налоговом кодексе?

- Новый Налоговый кодекс — очень важный документ для всех граждан, бизнеса и государства. Он должен быть символом справедливого Казахстана.

Текст: Алина Шашкина

Фото: пресс-служба Мажилиса

```
Предыдущая новость
Им нет причин для опасений, кого освободят от уплаты НДС в Казахстане
Следующая новость
Где можно найти высокие зарплаты? Определены самые высокооплачиваемые вакансии в Казахстане