Просрочка займа в банке или МФО: что делать

В целях обеспечения прав заемщиков, которые сталкиваются с трудностями при погашении кредитов и микрозаймов, в Казахстане внедрен обязательный механизм регулирования просроченной задолженности, который касается как банков, так и МФО. Для кредиторов разработана конкретная процедура, призванная предотвратить ухудшение финансового положения заемщиков.
Когда заемщик сталкивается с просроченной задолженностью, он должен начать процесс ее разрешения. Для этого необходимо подготовить обращение к кредитору (банку или МФО), в котором должны быть указаны:
- ФИО, индивидуальный номер, а также контактная информация;
- данные о займе;
- причины возникновения задолженности с приложением подтверждающих документов.
Заявление можно подать как в бумажном виде в отделении банка или офисе МФО, так и через интернет, воспользовавшись официальными веб-сайтами или электронной почтой учреждения.
Далее процедура включает в себя следующие шаги:
- в течение 15 календарных дней после получения обращения кредитор проводит анализ финансового и социального положения должника;
- в течение этого же срока заемщику предоставляется информация о том, одобряет ли банк или МФО реструктуризацию займа;
- в последующие 15 дней вносятся изменения в условия договора займа или микрокредита, а также разрабатывается новый график погашения.
Если же не удается прийти к соглашению или заемщик сталкивается с задержкой в процессе или нарушением своих прав, ему следует обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
На основании поступившей жалобы АРРФР инициирует проверку банка или МФО, чтобы убедиться в соблюдении законодательных норм, касающихся урегулирования проблемной задолженности и защиту прав заемщиков.
Граждане могут обратиться в АРРФР различными способами:
- через портал Egov.kz, воспользовавшись сервисом «Электронные обращения» и заполнив текст обращения с приложением необходимых документов;
- с помощью электронного сервиса eOtinish через мобильное приложение eGov, выбрав «Подать обращение» и заполнив форму;
- отправив письмо по адресу: А15С9Т5, Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21;
- в местные управления АРРФР.
Для нахождения контактов региональных представителей следует зайти на портал АРРФР и выполнить следующие действия:
- перейти на портал Gov.kz и открыть меню «Государственные органы»;
- в открывшемся списке найти раздел «Другие» и выбрать «АРРФР»;
- на открывшейся странице нажать на ссылку «Структура»;
- перейти в раздел «Управления региональных представителей»;
- затем будет доступен список представителей с их адресами и контактной информацией.
Заемщикам стоит помнить о том, что их права защищены, и кредиторы обязаны предпринять необходимые шаги для решения вопросов по реструктуризации проблемной задолженности.
Кроме того, заемщикам рекомендуется:
- не игнорировать уведомления от кредитора и своевременно реагировать на них;
- по возможности не допускать повторных просрочек, так как это может привести к накоплению долгов и ухудшению кредитной репутации;
- изучить права заемщика, которые закреплены в законодательстве, чтобы знать свои возможности;
- поискать альтернативные варианты решения долговых проблем, например, обратиться к специалистам по финансовому консультированию;
- при необходимости рассмотреть возможность подачи на процедуру банкротства, если другие способы разрешить задолженность неэффективны.
Поддерживая связь с кредитором и проявляя готовность к сотрудничеству, заемщик может сохранить свои права и обеспечить более мягкие условия погашения задолженности.
-
Какие улицы Алматы станут лабиринтом до 1 сентября?9-06-2025, 17:44 21
-
Ночной огненный танец в Алматы: пламя унесло жизнь и разрушило покой12-06-2025, 01:44 18
-
Землетрясение в Алматы: правда или паника в соцсетях?14-06-2025, 10:44 11
-
Герой из Алматы: как один человек предотвратил трагедию и изменил жизни соседей5-06-2025, 12:04 181