Вывеска и реклама: в чем разница?

29-03-2025, 17:55 Бизнес 0 admin
Вывеска и реклама: в чем разница?

Для того чтобы привлечь клиентов, индивидуальные предприниматели и товарищества с ограниченной ответственностью устанавливают вывески на фасадах своих зданий. Важно отметить, что вывеска не рассматривается как элемент наружной рекламы, и за нее не требуется уплачивать взносы. Напротив, за размещение рекламных материалов взнос обязателен. В чем же заключается разница между вывеской и рекламной конструкцией? Как убедить налоговые органы в своей правоте, если они требуют уплатить налог за то, что владелец считает вывеской, а они — наружной рекламой?

Обратимся к законодательству.

Согласно пункта 7-2 статьи 3 Закона №508-II от 19.12.2003 года «О рекламе», вывеска представляет собой информацию о названии и деятельности физических и юридических лиц. Она может размещаться:

  • на уровне входа в здание, в зависимости от количества входов;
  • на ограждении территории, занимаемой организацией;
  • на крышах и фасадах в пределах зданий, дополнительных построек и временных сооружений, где фактически находятся организации и осуществляется продажа товаров или предоставление услуг.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 того же закона, наружная реклама — это реклама, размещенная на конструкциях, предназначенных для наружной рекламы, доступных для визуального восприятия:

  • в открытых пространствах за пределами зданий в населенных пунктах;
  • в полосе отвода общественных автомобильных дорог;
  • в открытых пространствах вне населенных пунктов и за пределами полосы отвода автодорог.

К объектам наружной рекламы относятся различные конструкции, включая объемные и плоскостные формы, экраны, световые установки, а также другие средства, используемые для размещения и распространения рекламной информации (пункт 10 статьи 3 Закона).

Согласно пункту 1-1 статьи 11 этого же закона, вывеска и информация о графике работы не являются объектами наружной рекламы.

Таким образом, согласно определениям, приведенным в законе «О рекламе», вывеска включает в себя данные о названии и деятельности индивидуальных предпринимателей или товариществ с ограниченной ответственностью. Если же на ней присутствуют дополнительные элементы (изображения товаров, бренды, акции, информация о скидках), такая вывеска будет квалифицироваться как рекламный объект.

При этом размещение логотипа компании не считается рекламным изображением (по ответу Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 04.12.2020 года на вопрос от 02.12.2020 года № 655122). В данном контексте было отмечено, что логотип, установленный у входа в здание, где предоставляются услуги, попадает под определение вывески и, следовательно, дополнительная плата за наружную рекламу не требуется.

Пример: «Магазин «Альфа». Женская одежда» — является вывеской. Оплата за размещение наружной рекламы не нужна.

В то же время «Магазин «Альфа». Женская одежда по низким ценам» — классифицируется как реклама. Здесь потребуется уплата за размещение наружной рекламы.

Следует напомнить, что объекты наружной рекламы (включая вывески и рекламные материалы) облагаются налогом по ставкам, установленным статьей 605 Налогового кодекса Республики Казахстан, в зависимости от типа объекта, его площади и места установки. Ставки зависят от величины минимальной расчетной единицы. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 605 Налогового кодекса Республики Казахстан, местные исполнительные органы могут увеличивать размеры базовых ежемесячных ставок за наружную рекламу, размещаемую на открытых пространствах, не более чем в два раза.

Если вам нужна консультация налогового специалиста или юриста, который разбирается в вопросах хозяйственного права, вы можете обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Важно понимать, что в случае спора с налоговыми органами правовая позиция должна основывать на четких определениях из законодательства. Документация, подтверждающая, что вывеска является фактически необходимым элементом для идентификации бизнеса, может сыграть важную роль. Необходимо собирать и хранить все документы, связанные с лицензиями, разрешениями на использование предполагаемых вывесок, а также любые аналогичные документы, подтверждающие цель установки вывески. Также стоит учитывать местные нормы и правила, которые могут варьироваться и накладывать дополнительные ограничения или требования.

Дополнительно, стоит обращать внимание на внешние факторы, такие как изменения в законодательстве, которые могут возникать с течением времени. Постоянный мониторинг изменений поможет избежать нежелательных ситуаций, связанных с налогообложением. Знание о правах и обязанностях может значительно облегчить взаимодействие с налоговыми органами и уменьшить риски несогласия с ними.