Статус блогера в казахстанском законодательстве в 2024 г

29-03-2025, 17:55 Бизнес 5 admin
Статус блогера в казахстанском законодательстве в 2024 г

Блоггинг давно стал не только методом самовыражения, но и источником значительного дохода для его авторов. Финансовые поступления блогеры получают через рекламные размещения, продажу собственных инфопродуктов и другие способы.

Ранее эта сфера оставалась вне контроля налоговых органов, однако теперь статус блогера в Казахстане официально признан. В законе «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» вводится понятие «инфлюенсер (блогер)», обозначающее пользователя онлайн-платформы, который публикует информацию для широкой аудитории в рамках предпринимательской деятельности.

Как указано в пункте 2 статьи 35 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, обязательной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подлежат физические лица, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  1. они используют труд наемных работников на постоянной основе;
  2. их годовой доход от частного предпринимательства превышает 12 минимальных зарплат.

Следовательно, физические лица, включая блогеров, чей доход от ведения предпринимательской деятельности превышает 12 минимальных зарплат (в 2024 году это 1 020 000 тенге), обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

Игнорирование этой обязанности может повлечь за собой ответственность по статье 463 Кодекса об административных правонарушениях, что приведет к наложению штрафа. Для физических лиц размер штрафа составляет 15 месячных расчетных показателей (в 2024 году - 55 380 тенге).

Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя блогер должен направить в налоговую инспекцию уведомление о начале своей предпринимательской деятельности.

Уведомление можно подать через портал Egov.kz, платформу «e-license» и мобильные приложения банков второго уровня.

При регистрации индивидуальным предпринимателям необходимо выбирать налоговый режим. В дополнение к общему режиму, где налоговая ставка составляет 10% от дохода, предусмотрены и специальные налоговые режимы для малого бизнеса, которые имеют более упрощенные процедуры начисления и уплаты налогов, а также более низкие ставки.

Однако, в соответствии со статьей 683 Налогового кодекса Республики Казахстан, существуют ограничения на применение специальных режимов, касающиеся численности работников, размера полученного дохода и видов осуществляемой деятельности.

Таким образом, налогоплательщики, предоставляющие консультационные и/или маркетинговые услуги, не имеют права на применение специальных режимов (пункт 3 статьи 683 НК РК).

Маркетинговые услуги охватывают такие области, как исследование, анализ, планирование и прогнозирование в отношении товаров, работ и услуг, направленные на улучшение экономических условий производства и обращения этих товаров, работ и услуг (пункт 42 статьи 1 НК РК).

Если деятельность блогера включает в себя предложение маркетинговых или консультационных услуг, ему не удастся воспользоваться специальными налоговыми режимами, и он должен будет выбрать общий режим налогообложения.

Важно внимательно подойти к выбору кода ОКЭД. Во-первых, код должен соответствовать реальному виду деятельности. Во-вторых, если, например, выбран код «73.11.0 Деятельность рекламных агентств», это подразумевает предоставление маркетинговых услуг, что исключает возможность применять упрощенный налоговый режим для блогера, работающего в данной сфере.

При возникновении вопросов по регистрации индивидуального предприятия и выбору подходящего налогового режима рекомендуется получать профессиональные консультации. Это позволит обеспечить правильность и законность всех действий в процессе создания и ведения бизнеса.

Важно отметить, что помимо налоговых обязательств, блогеры, работающие на территории Казахстана, также должны учитывать авторские права на контент. Нарушение авторских прав может привести к юридическим последствиям. При использовании материала, который не является оригинальным, блогерам следует получать необходимые разрешения и указывать авторство, чтобы избежать конфликтов.

Дополнительно, чтобы сохранить свою аудиторию и избежать негативных последствий, блогеры должны соответствовать рекламным стандартам и правилам, установленным законодательством Казахстана. Это включает в себя честное и прозрачное указание на спонсорский контент, что особенно важно для поддержания доверия у подписчиков.

Вы можете оставить заявку на консультацию, и с вами свяжутся в рабочее время.

Поделиться: