ТОО оказывает услуги ж/д перевозок нерезиденту: какие налоги оплачивать?

Транспортные экспедиторские компании в Казахстане предоставляют услуги по железнодорожным перевозкам, включая клиентов-нерезидентов, к примеру, из России. В ситуации, когда расчет производится в рублях, а заказчик находится на территории РФ, следует разобраться в налоговых обязательствах ТЭК в Казахстане, а также в необходимой документации и отчетах.
Международные грузовые перевозки регулируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое описывает грузовое сообщение между станциями, открытыми для грузовых операций внутри стран-участниц этого соглашения.
Информация о перевозчиках и транспортно-экспедиционных компаниях, выполняющих международные перевозки, указывается в накладной СМГС.
Накладная СМГС представляет собой унифицированный документ, используемый при железнодорожных перевозках между государствами—участниками СМГС, а также в грузовом сообщении между этими странами и другими. Комплект документов по перевозкам состоит из пяти листов.
В накладной СМГС указывается ТЭК, зарегистрированная в Казахстане, которая осуществляет экспедицию и организацию железнодорожных перевозок на территории страны, а также наименование экспедитора с отмеченной записью «Оплата по КЗХ…» в графах 4, 20 и 23.
Если у ТЭК нет прямого соглашения с КТЖ, то компенсация за предоставленные услуги перевоза должна быть указана отдельной строкой с указанием НДС.
В случае наличия прямого договора с КТЖ и указания названия ТЭК в графах 4, 20 и 23 накладной СМГС, вознаграждение за международную перевозку оформляется «Без НДС».
Так как транспортные средства нерезидента не пересекают границу Казахстана, доход от международной перевозки, получаемый нерезидентом, не рассматривается как доход из источников в Казахстане (согласно ст.644 НК РК), следовательно, налог по источнику выплаты не возникает (пп.11) п.9 ст. 645 НК РК).
- НДС не подлежит уплате в связи с нерезидентом по причине ст.378 НК РК, так как место реализации не находится в РК при оказании услуг перевозки резидентами стран, не входящих в ЕАЭС.
- Также НДС не взимается согласно пп.5) п.2 ст. 441 НК РК, поскольку место реализации соответствует месту деятельности исполнителя, резидента стран-участников ЕАЭС.
Таким образом, услуги ТЭК, работающей с нерезидентами, при международной перевозке не подлежат налогообложению НДС в соответствии со ст.370 НК РК, так как место реализации находится за пределами Казахстана.
Следовательно, при осуществлении международной ж/д перевозки казахстанская ТЭК несет следующие обязательства:
- выставить акт выполненных работ (АВР) и электронную счет-фактуру (ЭСФ) в тенговом эквиваленте;
- предоставить форму 101.04;
- отразить доходы от оказанных услуг в формах 300.00 и 100.00;
- услуги за пределами Казахстана не облагаются корпоративным подоходным налогом (КПН) у источника выплаты при условии отражения этих услуг в инвойсе;
- НДС при международной перевозке для нерезидента также не возникает;
- в зависимости от объема операций может возникнуть обязанность предоставить отчетность в Национальный банк РК по полученным валютным средствам (данный вопрос рекомендуется уточнить у сотрудников НБ РК).
При выполнении ж/д перевозок иностранному партнеру у ТЭК возникает только обязанность по уплате НДС, если перевозка осуществляется исключительно по территории Казахстана или необходимо выделить свое вознаграждение с указанием НДС.
Важно учитывать, что наличие международного договора между Казахстаном и страной нерезидента может повлиять на порядок налогообложения и условия предоставления услуг. Например, сертификация услуг может потребоваться в зависимости от особенностей законодательства стран-участников.
Также стоит отметить, что для повышения эффективности логистических процессов и минимизации налоговых рисков, транспортные экспедиторы часто заключают долгосрочные контракты с постоянными клиентами, что позволяет урегулировать все условия сотрудничества заранее.
Не стоит забывать о необходимости ведения четкой документации и хранения всех отчетов и накладных, так как это может существенно упростить взаимодействие с налоговыми органами и избежать возможных проблем в будущем.
Дополнительно, рекомендуется проработать вопрос страхования грузов на период их транспортировки, что может стать важным аспектом в сфере международных перевозок, чтобы минимизировать риски потерь и убытков.
-
Ночной огненный танец в Алматы: пламя унесло жизнь и разрушило покой12-06-2025, 01:44 21
-
Землетрясение в Алматы: правда или паника в соцсетях?14-06-2025, 10:44 11
-
Паровые котлы: Невидимый двигатель комфорта и производства в Алматы14-06-2025, 12:54 7
-
Герой из Алматы: как один человек предотвратил трагедию и изменил жизни соседей5-06-2025, 12:04 181