Наставничество является важным инструментом для повышения квалификации работников, в том числе с участием иностранных специалистов в роли наставников.
Наставник – это высокопрофессиональный сотрудник, обладающий знаниями в определенной области производства или услуг, который отвечает за организацию производственного обучения и практической подготовки.
Министерство труда Республики Казахстан 18 июня 2024 года издало приказ № 197, который устанавливает «Правила организации наставничества для казахстанских работников и требования к работодателям, нанимающим иностранную рабочую силу». Этот документ определяет порядок привлечения иностранных специалистов в качестве наставников для казахстанских кадров.
С целью повышения квалификации, за казахстанскими работниками на срок от шести до двенадцати месяцев будет закреплен наставник-иностранец. Наставничество осуществляет работодатель, привлекающий иностранного специалиста.
Назначение наставника и его замена должны быть оформлены актом работодателя в течение пяти рабочих дней после его выхода на работу.
Один наставник будет закреплен за одним или несколькими работниками, при этом их количество зависит от рабочей нагрузки наставника.
Процесс наставничества включает в себя:
1) назначение наставника из числа иностранных работников первой, второй, третьей и четвертой категории;
2) выполнение Плана работы наставника;
3) составление отчета стажером о выполнении Плана.
Работодатель обязан:
1) разработать План, в котором предусмотрены меры по передаче знаний и навыков от иностранного специалиста;
2) создать необходимые условия для эффективного взаимодействия между наставником и работниками;
3) способствовать передаче полученных знаний от иностранного работника казахстанским сотрудникам;
4) обеспечивать регулярный мониторинг и оценку процесса наставничества для своевременного внесения корректировок.
Наставник должен:
1) контролировать выполнение Плана стажером;
2) помогать стажеру развивать профессиональные навыки и знания;
3) способствовать самостоятельному и качественному выполнению стажером своих обязанностей в любых условиях;
4) предоставлять обратную связь о прогрессе стажера и выявлять области для дальнейшего развития.
Стажер в процессе наставничества должен:
1) своевременно выполнять задания из Плана;
2) активно развивать свои профессиональные и личные качества, присваивая опыт наставника;
3) участвовать в семинарах, мастер-классах и тренингах;
4) проявлять инициативу в изучении новых технологий и методов работы, которые могут улучшить производственный процесс.
За три рабочих дня до окончания периода наставничества стажер готовит отчет о выполнении Плана и предоставляет его наставнику (в произвольной форме).
В отчете стажер должен указать конкретные примеры исполнения заданий, достигнутые результаты и выявленные трудности.
Наставник в течение одного рабочего дня после завершения наставничества составляет характеристику на стажера, в которой отражаются:
- итоги выполнения Плана;
- уровень профессиональных знаний, навыков и умений стажера;
- способность стажера самостоятельно выполнять служебные обязанности;
- качество подготовки служебной документации;
- рекомендации по дальнейшему развитию стажера и возможной специальности.
Характеристика и отчет о выполнении Плана направляются наставником в кадровую службу компании, в которой проводилось наставничество, в течение двух рабочих дней после его завершения.
Работодателю также рекомендуется организовать встречу с наставником и стажером для обсуждения результатов наставничества и выявления дальнейших шагов по карьерному развитию стажера.